Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
Такой тип высказываний, как 'Такой-то и такой-то
класс является или не является членом самого себя', не способно к переводу
такого рода. Последнее аналогично тому, что я говорил о дескрипциях: символ для
класса является неполным символом; на самом деле он не обозначает частей
пропозиции, в которых встречается в качестве символа, но при правильном
анализе этих пропозиций, данный символ распадается и исчезает. Есть ещё одно из противоречий, самое
древнее, которое я также могу упомянуть, высказывание Эпименида, что 'Все
критяне лжецы'. Эпименид - это человек, который безостановочно проспал
шестьдесят лет, и, я верю, очнувшись от дремоты, он сделал замечание, что все
критяне были лжецами. Противоречию может быть придана более простая форма; если
человек высказывает утверждение: 'Я лгу', лжёт ли он, или же нет? Если он
лжёт, что и есть как раз то, что он говорит, то он высказывает истину, а не
лжёт. Если, с другой стороны, он не лжёт, тогда, очевидно, он говорит истину,
утверждая, что он лжёт, а, стало быть, он лжёт, поскольку он правильно говорит
о том, что делает. Это древняя загадка, и никто не рассматривал её кроме как
шутку до тех пор, пока не было обнаружено, что она должна иметь отношение к
таким важным и практическим проблемам,
как существует ли наибольшее кардинальное или ординальное число. Тогда,
наконец, с этими противоречиями стали
обращаться серьёзно. Человек, который говорит: 'Я лгу', на самом деле
утверждает: 'Существует пропозиция, которую я утверждаю и которая является
ложной'. Это предположительно то, что
вы подразумеваете под ложью. Для того чтобы
получить противоречие, вы должны взять всё его данное утверждение как
одну из пропозиций, к которым применимо его •утверждение; т.е. когда он
говорит: 'Существует пропозиция, которую
я утверждаю и которая является ложной', слово 'пропозиция' должно интерпретироваться как включённое в
пропозиции его утверждения в том
смысле, что он утверждает ложную пропозицию. Поэтому вы должны предполагать,
что у вас имеется определённая общность, а именно, общность пропозиций, но эта
общность содержит члены, которые могут быть определены только в терминах самих
себя. Потому что когда вы говорите: 'Существует пропозиция, которую я утверждаю
и которая является истинной', последнее представляет собой высказывание, чьё
значение может быть получено только
посредством ссылки на общность пропозиций. Вы не говорите, какая среди всех
пропозиций, имеющих место в мире, есть та, которую вы утверждаете и которая
является ложной. Следовательно, предполагается, что общность пропозиций
простирается перед вами, и что какая-то одна, хотя вы и не говорите какая,
утверждается ложно. Совершенно ясно, что вы впадаете в порочный круг, если прежде предполагаете, что эта
общность пропозиций простирается перед вами, так что вы можете, не выбирая
какой-либо определённой пропозиции, сказать: 'Какая-то пропозиция из этой
общности утверждается ложно'; само это утверждение является одним из общности,
из которой вы выбираете. Данная ситуация в точности та, которая у вас есть в
парадоксе лжеца. Прежде всего вами
предполагается заданным множество пропозиций, и вы утверждаете, что некоторая
из них утверждается ложно, затем само это утверждение преобразуется в одну из
пропозиций данного множества, так что, очевидно, ошибочно предполагать,что это множество уже здесь в своей
полноте. Если вы собираетесь что-то говорить обо 'всех пропозициях', вы должны,
прежде всего, определить пропозиции каким-то таким способом, чтобы исключить
те из них, которые указывают на все пропозиции уже определённого типа. Из
этого следует, что слово 'пропозиция' в том смысле, в котором мы обычно
пытаемся его использовать, является бессмысленным, и что мы можем разделить
пропозиции на множества и можем высказывать утверждения о всех пропозициях в
данном множестве, но такие пропозиции сами не будут членами этого множества.
Например, я могу сказать: 'Все атомарные пропозиции являются либо истинными,
либо ложными', но само последнее не будет атомарной пропозицией. Если вы без
ограничений попытаетесь сказать: 'Все пропозиции являются либо истинными, либо
ложными', вы утверждаете вздор, потому что, если бы это не было вздором, оно
само должно было бы быть пропозицией и одной из тех пропозиций, которые
включаются в свой собственный объём, а следовательно, закон исключенного
третьего, как он провозглашён только что, является бессмысленным набором
звуков. Вы должны расчленить пропозиции на различные типы, и можете начать с
атомарных пропозиций или, если вам
нравится, можете начать с тех пропозиций, которые вообще не указывают на
множество пропозиций. Затем следующими вы возьмёте те, которые указывают на
множества пропозиций той разновидности, которые вы брали первыми. Те, что
указывают на множества пропозиций первого типа, вы можете назвать вторым типом,
и т.д. Если вы примените это к
человеку, который говорит: 'Я лгу', вы найдёте, что противоречие исчезло,
поскольку он должен будет сказать, каким типом лжеца он является. Если он говорит:
'Я утверждаю ложную пропозицию первого
типа', фактически это высказывание, поскольку оно указывает на общность
пропозиций первого типа, относится ко второму типу.
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|