Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
С другой
стороны - если убеждение ложно, то нет этого сложного единства, состоящего лишь
из объектов убеждения. Если Отелло ложно убеждён в том, что Дездемона любит
Кассио, то нет тогда сложного единства 'Любви Дездемоны к Кассио'. И таким
образом, убеждение истинно, если оно
соответствует определённому сложному комплексу, и ложно, если оно ему не
соответствует. Предположим для простоты, что предметом убеждения являются два
термина и одно отношение, и что эти термины расположены в определённом порядке 'смыслом' убеждения,
мы получим истинное убеждение в том случае, если два термина в этом порядке
объединяются отношением в сложное целое; в противном случае наше убеждение -
ложное. Это устанавливает определение истины и лжи, которое мы искали. Суждение
или убеждение - сложное единство, в которое входит сознание в качестве одной из
составных частей; если остальные составные части, взятые в том порядке, в
котором они состоят в убеждении, образуют сложное единство, то тогда убеждение
истинно, если же нет, оно -ложное»2. Порядок конституент убеждения
образует его логическую форму, именно посредством последней познающий разум
связан с действительностью, именно за счёт неё осуществляется корреспондентная
связь суждения и факта. Однако здесь возникает серьёзная проблема, связанная с
характером самой логической формы. Структуру суждения Рассел сводит
исключительно к совокупности непосредственно известных конституент и
упорядочивающей деятельности познающего разума, но где тогда находит своё место
логическая форма? Если бы она была связана только с деятельностью познающего
разума, то следовало бы признать, что структура суждения, а значит и структура
соответствующего ему факта, зависит исключительно от субъективных условий
протекания процессов мышления. Рассел отказывается принять последнее,
поскольку в этом случае логика утрачивала бы притязание на нереальность и
всеобщность своих положений. Но если признать, что логическая форма имеет объективный характер, тогда её следует
рассматривать как одну из конституент убеждения, известную через отношение
непосредственного знакомства. Здесь как раз и возникает представление о том,
что логическая форма является специфическим
предметом, и должна рассматриваться в качестве примитивного значения
особого типа. Общие положения теории знания-знакомства
конкретизируются Расселом в отношении
логики в одной из работ по теории познания, которая, правда, после критики
Виттенштейна, так и осталась неопубликованной, и лишь недавно увидела свет. В
ней английский философ, сохраняя фундаментальное различие двух типов знания,
даёт классификацию различных видов знакомства. В частности, он пишет: «Первая
классификация согласуется с логическим
характером объекта, а именно, согласно тому является ли он (а) индивидом, (в)
универсалией или (с) формальным объектом, т.е. чисто логическим»'. Формальный
или логический объект, выступающий в качестве конституенты высказывания, как
раз и представляет собой логическую форму, знакомство с которой для конструкции
суждения, если его истинностное значение должно иметь объективный характер, столь же необходимо, как и знакомство
с иными типами примитивных значений. В
самом деле, выражение 'Дездемона любит Кассио' помимо конституент 'Дездемона',
'любит' и 'Кассио' должно содержать ещё и возможность упорядочивания их особым
образом, которая не сводится ни к одной из приведённых конституент и может быть
выражена в чистом виде как 'о/и' (где R - символ для отношения, а а и Ъ - его члены). Рассмотрение
логической формы в качестве особой конституенты позволяет решить проблему
понимания описаний, объективный коррелят которых нам не известен, т.е. в
отсутствие сведений о факте, который
подтверждал бы или опровергал их истинность. Вполне достаточно непосредственного
знакомства с конституентами, чтобы решить вопрос о возможности их
комбинации определённым способом. «Если
мы знакомы с а с подобием и с Ъ, мы можем
понять утверждение 'а подобно в', даже если мы не можем непосредственно
сравнить их и 'увидеть их подобие'. Но это не было бы возможно, если бы мы не
знали, как они должны был» сопоставлены, т.е., если бы мы не были знакомы с формой
двухместного комплекса. Таким образом, всякий 'ментальный синтез', как он может
быть назван, затрагивает знакомство с
логической формой»2. Сама возможность сопоставления объектов
познающим разумом мотивирует
необходимость принятия такой особой сущности, как логическая форма, даже,
несмотря на то, что её анализ сугубо логическими средствами может быть
различным и даже неправильным. Рассел пишет по этому поводу: «Совершенно не
ясно, что представляет собой правильное логическое рассмотрение 'формы', но чем
бы ни было это рассмотрение, ясно, что мы знакомы (возможно, в расширительном
смысле слова «знакомство») с чем-то столь абстрактным, как чистая форма,
поскольку иначе мы не могли бы осмысленно использовать такое слово, как
'отношение'»3. В этом смысле логический анализ зависит от
эпистемологического интереса, поскольку определение предметного содержания
формальной логики связано с выявлением особого типа логических объектов.
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|