Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
Я хочу, чтобы вы брали
слова может рассматриваться в строгом
смысле. Я использую их вместо является, поскольку является было бы неверным.
'Экстенсиональные' высказывания о функциях суть те, что остаются истинными,
когда вы подставляете любую другую формально эквивалентную функцию, и они суть те, что могут
рассматриваться как относящиеся к классам. Если у вас имеется любое высказывание
о функции, которое не является экстенсиональным, вы всегда можете образовать из
него нечто подобное высказыванию, которое является экстенсиональным, а именно,
существует функция, формально
эквивалентная рассматриваемой, относительно которой рассматриваемое
высказывание является истинным. Это высказывание, искусственно образованное из
того, с которого вы начинали, будет экстенсиональным. Оно всегда будет
одинаково истинным или одинаково ложным для любых двух формально эквивалентных
функций, и это производное экстенсиональное высказывание можег рассматриваться как
соответствующее высказывание о связанном с ним классе. Так, когда я говорю,
что 'Класс людей имеет такое-то количество членов', это означает: 'Существует
такое-то количество людей в мире', последнее будет производно от высказывания,
что 'х - человек' удовлетворяется таким-то количеством значений х, и для того,
чтобы получить его в экстенсиональной форме, его полагают таким способом, что
'Существует функция формально эквивалентная функции "х - человек",
которая является истинной для такого-то количества значений' х'. Последнее я бы
определил как то, что имею в виду, говоря: 'Класс людей имеет такое-то
количество членов'. Этим способом вы находите, что все формальные свойства,
которые вам хотелось бы видеть у классов, все их формальные употребления в математике,
могут быть получены без предположения, так сказать, что пропозиция, в которую
символически входит класс, действительно содержит конституенту, соответствующую
этому символу, и будучи правильно проанализированным, этот символ исчезнет тем
же самым способом, как исчезают дескрипции, когда правильно проанализированы
пропозиции, в которые они входят.
При более обычном взгляде на классы имеются определённые трудности
вдобавок к уже упомянутым нами, и которые разрешаются нашей теорией. Одна из
них связана с нулевым классом, т.е. с классом, не имеющим членов, который трудно рассматривать на
чисто экстенсиональной основе. Другая связана с единичным классом. С обычной
точки зрения на классы, вы сказали бы, что класс, который имеет только один
член, совпадал бы с самим этим членом. Последнее привело бы вас к страшным
затруднениям, поскольку в данном случае этот один член является членом данного
класса, а именно, самого себя. Возьмём, например, класс 'слушателей лекции в
Гордон Сквер'. Очевидно, это класс классов и вероятно, это класс, имеющий
только один член, и сам этот один член (до сих пор) содержит более одного
члена. Стало быть, если бы вы должны
были отождествить класс слушателей лекции в Гордон Сквер с единственным слушателем, имеющимся в Гордон
Сквер, вам нужно было бы говорить как о
том, что он имеет один член, так и о том, что он имеет двадцать членов, и вы
впали бы в противоречие, поскольку этот слушатель имеет более одного члена, но
класс слушателей в Гордон Сквер имеет только один член. Вообще говоря, если у
вас имеется любое собрание многих объектов, образующих класс, вы в состоянии сформировать класс, у
которого данный класс будет
единственным членом, и класс, у которого данный класс является единственным членом, будет иметь только один член, хотя этот единственный член и будет
содержать многочленов. Это одна
из причин, почему вы должны отличать единичный класс от его единственного члена. Другая заключается в том, что
если вы так не сделаете, то обнаружите, что класс является членом самого себя,
а это вызывает возражение, как мы видели в данной лекции ранее. Я включил
тонкости, связанные с тем фактом, что две формально эквивалентные функции
могут быть различных типов. О способах трактовки этого вопроса смотрите
lang=EN-US>Principia Mathematica, стр.20
и введение, раздел Ш. Я вовсе не
сказал всего, что должен был сказать на этот счёт. Я намеревался углубиться в
теорию типов немного далее. Теория типов на самом деле является теорией
символов, а не вещей. В надлежащем
логическом языке она была бы совершенно очевидной. Существующие неприятности вырастают из закоренелой привычки
пытаться именовать то, что не может быть наименовано. Если бы у вас был
надлежащий логический язык, вы бы не пытались этого делать. Строго говоря,
наименованными могут быть только индивиды. В том смысле, в котором индивиды
существуют, вы не в состоянии сказать истинно либо ложно, что существует что-то
ещё. Слово 'существует' - это слово, обладающее 'систематической
двусмысленностью', т.е. обладающее строго бесконечным числом разных значений,
которые важно различать.
Дискуссия Вопрос: Можете ли вы рассматривать все эти классы, классы классов и т.д. как единое целое? М-р Рассел: Всё это фикции, но в каждом случае различные фикции. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|