Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
То, что идея несовместимости достаточна для этой цели, впервые
показал м-р Шеффер*, а большая часть
работы была последовательно проделана М.Нико*. Этим способом пользоваться
гораздо более проще, чем тем, что применён в Principia Mathematica, где в качестве
отправного пункта используются две примитивные идеи, а именно, 'или' и 'не'.
Здесь же для дедукции вы можете обойтись одной единственной предпосылкой. Я не
развиваю эту тему дальше, поскольку
она уведёт вас прямо в математическую логику. Я не вижу никакой причины
предполагать, что в фактах есть комплексность, соответствующая этим
молекулярным пропозициям, поскольку, как я говорил, соответствие молекулярной
пропозиции фактам отличается от
соответствия атомарной пропозиции факту. Есть один особый пункт, который
необходимо в связи с этим развить, это - вопрос: Существуют ли отрицательные
факты? Существуют ли факты типа того,
как вы можете назвать фактом то, что 'Сократ не жив'? Во всём, о чём шла речь
до сих пор, я предполагал существование отрицательных фактов; если, например,
вы говорите: 'Сократ жив', то в действительном мире имеет место соответствующий
этой пропозиции факт, что Сократ не жив. Кто-то испытывает определённое
отвращение к негативным фактам, разновидность
того чувства, которое вызывает у вас желание, чтобы в мире отсутствовал факт
'р или q'. У вас есть ощущение, что существуют
только положительные факты, и что отрицательные пропозиции так или иначе
выражают положительные факты. Читая на эту тему лекцию в Гарварде*, я
доказывал, что отрицательные факты
существуют, и это почти вызвало бунт: аудитория вообще не желала слушать
о существовании отрицательных фактов. Я всё ещё склонен считать, что они существуют. Однако один из тех,
кому я читал лекции в Гарварде, м-р Демос* впоследствии написал статью в Mind, объясняющую, почему отрицательных фактов не существует. Статья напечатана в журнале Mind за апрель 1917. Я думаю, он приводит доводы, которые на самом деле могут быть выдвинуты в поддержку взгляда, что отрицательных фактов не существует. Это - трудный вопрос. В действительности я прошу только, чтобы вы не подходили к нему догматически. Я не говорю положительно, что они существуют, но что они могут быть. Есть определенные вещи, касающиеся отрицательных пропозиций, на которые вы можете обратить внимание. М-р Демос указывает прежде всего, что отрицательная пропозиция по своему определению в любом случае не зависит от познающего субъекта. С этим я согласен. Предположим, вы говорите, что, сказав 'Сократ не жив', я просто выражаю неверие в пропозицию, что Сократ жив. В реальном мире вы должны найти нечто такое, что делает это неверие истинным; вопрос только в том, что. Это - его первый ДОВОД. Его второй довод состоит в том, что отрицательные пропозиции не должны приниматься за чистую монету. Вы не можете, говорит он, рассматривать утверждение 'Сократ не жив' как то, ^п•o выражает факт тем же самым непосредственным способом, в котором выражением факта являлось бы 'Сократ - человек'. Его аргумент единственно в том, что он не может поверить в существование в мире отрицательных фактов. Он утверждает, что в реальном мире не может быть таких фактов, как 'Сократ не жив', т.е. взятых как простые факты, и что, следовательно, вы должны найти некоторое объяснение отрицательных пропозиций, некоторую интерпретацию, и что они не могут быть столь же просты как положительные пропозиции. Я вернусь к этому пункту, но я не чувствую склонности с ним согласиться. С его третьим доводом, что когда встречается слово 'не', оно не может рассматриваться как характеристика предиката, я полностью не согласен. Например, если вы говорите: 'Это - не красное', вы можете попытаться сказать, что 'не-красный' является предикатом, но это конечно не так; прежде всего, потому что большое количество пропозиций не являются выражениями предикатов; во-вторых, потому что слово 'не' применяется к целой пропозиции. Правильным было бы выражение 'не: это - красное'; 'не' применяется к целой пропозиции 'это - красное', и конечно во многих случаях вы можете видеть это совершенно ясно. Если вы возьмёте Пример, который я использую при обсуждении дескрипций: 'Нынешний король Франции не лыс', и если вы возьмёте 'не лыс' как предикат, вы должны были бы высказать ложь на том основании, что не существует нынешнего короля Франции. Но ясно, что пропозиция 'Нынешний король Франции лыс' является ложной пропозицией, а следовательно, её отрицание должно быть истинной пропозицией, а этого не может быть, если вы берёте 'не лыс' как предикат; так что во всех случаях, где встречается слово 'не', оно должно рассматриваться как применённое к целой пропозиции. 'Не-/»' - правильная формула. Теперь мы подошли к вопросу о том, каким образом мы на самом деле интерпретируем 'не-р', и предположение, которое выдвигает м-р Демос, состоит в том, что утверждая 'не-/?', мы на самом деле утверждаем, что существует некоторая пропозиция lang=EN-US> q, которая истинна и несовместима с р ( его фраза 'противоположна /?', но я думаю, что её значение то же самое). Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|