Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
0pt;'> [telescoped]
style='font-size:10.0pt'>процессом, производным от привычного перехода от
полных рук к коробке и отсюда к слову 'коробка'. Возражение на второй из этих
ответов по-видимому заключается в том, что переход к слову 'коробка' в
отсутствие коробки воспринимается совершенно непохожим на переход к слову через посредство
действительной коробки; в последнем случае есть удовлетворённость, в первом
удовлетворённость отсутствует. Свёрнутые процессы вызывают сходные
ощущения относительно полных процессов;
поскольку они различны, постольку они дают большее удовлетворение, как
требующие меньше усилий. Слово
'коробка' есть не элемент усилий ребёнка, но стадия на пути к их завершению.
Поэтому кажется затруднительным свести
обстоятельства, сопровождающие слова в желании, к свёрнутому процессу.
Возражение на первый ответ, а именно, что обстоятельства, сопровождающие
образ, столь же загадочны, как и обстоятельства, сопровождающие слово, состоит
в том, что если принять образы, мы
можем принять психологические
законы причинности, которые отличны от
законов причинности физического мира, тогда как с точки зрения Уотсона мы будем
должны принять психологические законы,
которые отличны от законов физики. В физическом мире, если А часто вызывает В,
а В часто вызывает С, не случается так, что в тех случаях, когда А не влечёт В,
оно тем не менее влечёт С посредством свёрнутого процесса. Я часто хожу в
определённый ресторан (А), обедаю там (В) и нахожу, что моё чувство голода
удовлетворено (С). Но тем не ме-
Единственное обсуждение желания у Уотсона, насколько я знаю, имеется в связи с психоанализом в его статье lang=EN-US> 'The Psychology of Wish Fulfilment', Scientific Monthly (ноябрь, 1916). нее, если по определённой причине ресторан закрыт, происходит так, что В не удаётся выполнить, и я не могу достичь С. Если бы я мог, хозяйствовать в военное время было бы легче. Итак, процесс, предполагаемый Уотсоном, строго аналогичен данному. В его теории мы имеем чистый переход от наполненных рук (А) к коробке (В) и отсюда к слову 'коробка' (С). Затем однажды переход от А к В не удаётся, но тем не менее остаётся переход от А к С. Последнее требует иных законов причинности, чем законы причинности физики - по крайней мере prima facie. Если принять образы, легко видеть, что законы характеризующих их обстоятельств и результатов отличаются от законов физики, и, следовательно, указанное выше затруднение в отношении них отсутствует; но если их отрицают, в рамках материальной области требуются иные законы причинности. Этот аргумент, однако, ни в коем случае не окончателен. Поведение живой материи в некоторых отношениях очевидно отличается от поведения мёртвой .материи, но это не доказывает, что различия окончательны. Газы и твёрдые тела ведут себя различно, однако и те и другие в конце концов подчиняются физическим законам. Главные особенности в поведении животных обусловлены привычкой и ассоциацией и, я думаю, могут быть суммированы в следующем законе: 'Когда А и В часто сосуществуют в близких временных интервалах, одно из них имеет тенденцию быть причиной другого'. Этот закон будет применяться только к происходящему в теле одного животного. Но, я думаю, он подходит и для описания свёрнутых процессов, и для использования слов в отсутствие их объектов. Так, в примере Уотсона ребёнку в опыте часто дана последовательность: полные руки, коробка, слово 'коробка'. Таким образом, полные руки и слово 'коробка' часто сосуществуют в близких временных интервалах, и, стало быть, полные руки могут стать причиной слова 'коробка'. Они не могут быть причиной самой коробки, поскольку последнее управляется физическими законами, независимыми от тела ребёнка; но они могут быть причиной слова. (Однако сформулированный выше закон можно объяснить в ортодоксальном физическом направлении посредством свойств нервной ткани и не требовать фундаментального различия между физиологией и физикой.) Если, следовательно, образы эмпирически сомнительны, я не рассматриваю их как теоретически необходимые для описания обстоятельств, сопровождающих слова в отсутствие их объектов. Уильям Джеймс в своей работе Исследования по радикальному эмпиризму развивал взгляд, что ментальное и физическое различаются не по составу, из которого они созданы, но только своимизаконами причинности. Этот взгляд весьма привлекателен, и я приложил много усилий, чтобы убедиться в этом. Я думаю, Джеймс прав, проводя различия между законами причинности по существу. По-видимому, есть психологические и физические законы причинности, отличающиеся друг от друга1. Мы можем определить психологию как изучение одной разновидности законов, а физику как изучение другой. Но когда мы начи Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|