Библиотека >> Принципы нравственной философии, или опыт о достоинстве и добродетели,
Скачать 95.8 Кбайт Принципы нравственной философии, или опыт о достоинстве и добродетели,
Не менее очевидно то, что мы сказали об организации ума и аффектов, формирующих характер и определяющих, будет ли существо счастливо или несчастно. Из связи и соединения частей мы заключили, что, если не все стены этого архитектурного сооружения одинаково прочны, они обвалятся и все здание рухнет. Мы доказали, что страсти, делающие человека порочным, в то же время терзают его; что всякий дурной поступок вызывает угрызения совести; что неизбежными последствиями испорченности являются уничтожение общественных аффектов, ослабление интеллектуальных удовольствий и внутреннее знание того, что мы их вовсе не заслуживаем. Отсюда мы заключили, что злому человеку ни в действительности, ни в воображении недоступно счастье быть любимым людьми и разделять их удовольствия; это означает, что самый обильный источник наших радостей для него закрыт. Но если такова участь злого человека, если его противное природе положение унизительно, ужасно, тягостно, то нарушать принципы нравственности означает грешить против своих собственных интересов и навлекать на себя несчастье. Умерять же свои склонности и следовать добродетели, напротив, означает стремиться к своему частному благу и служить своему счастью. Таким образом, управляющая вселенной вечная мудрость связывает личный интерес существа с общим благом его системы, причем так, что ему не удается достичь одного, не пожертвовав другим, плохо обойтись со своими ближними, не причинив вреда самому себе. В этом смысле можно сказать о человеке, что он сам себе заклятый враг, поскольку он держит свое счастье в своих руках, и что он может его лишиться, только упустив из виду счастье общества и всего того, частью чего он является. Добродетель, самая привлекательная, самая совершенная из красавиц, украшение и основа человеческих дел, опора общества, связующее звено общения и дружбы, счастье семей, гордость страны; добродетель, без которой все приятное, нежное, великое, блестящее и прекрасное ослабевает и увядает; добродетель, это полезное для всего общества и в более общем смысле благотворное для всего рода человеческого качество, таким образом, представляет собой реальный интерес и составляет действительное счастье каждого существа в отдельности. Итак, человек может быть счастлив, лишь будучи добродетельным, при отсутствии же добродетели он несчастен. Значит, добродетель есть благо, а порок — зло для общества и для всех его членов. -------------------------------------------------------------------------------- | ||
|