Библиотека >> Логика смысла

Скачать 358.29 Кбайт
Логика смысла

Мы не отдали бы и одной
страницы Антонина Арто за всего Кэррола. Арто - единственный, кто достиг
абсолютной глубины в литературе, кто открыл живое тело и чудовищный язык этого
тела - выстрадал, как он говорит. Он исследовал инфра-смысл, все еще не
известный сегодня. Но Кэррол остается мастером и картографом-первопроходцем
поверхностей - тех самых поверхностей, которые, как считалось, столь хорошо
изучены, что никому не приходило в голову продолжить их исследование. А между
тем, на этих поверхностях располагается вся логика смысла.



Четырнадцатая серия: двойная каузальность
Хрупкость смысла легко можно объяснить. У атрибута совсем иная природа, чем у
телесных качеств. У события совсем иная природа, чем у действий и страданий
тела. Но оно вытекает из них: смысл - это результат телесных причин и их смесей.
Таким образом, причина всегда угрожает присечь событие. Последнее избегает этого
и подтверждает свою самобытность, но только в той мере, в какой причинная связь
подразумевает неоднородность причины и эффекта: связь причин между собой и связь
эффектов между собой. Иными словами, бестелесный смысл - как результат действий
и страданий тела - сохраняет свое отличие от телесной причины лишь в той мере, в
какой он связан на поверхности с квази-причинами, которые сами бестелесны.
Стоики ясно видели: событие подчиняется двойной каузальности, отсылая, с одной
стороны, к смесям тел, выступающим в роли его причины, а с другой - к иным
событиям же, которые суть его квази-причины1. И наоборот, если эпикурейцы не
преуспели в развитии своей теории оболочек и поверхностей и не дошли до идеи
бестелесных эффектов, то, возможно, потому, что "симулякры" остаются для них
подчиненными одной лишь каузальности тел в глубине. Но необходимость учета
двойной каузальности ясна даже с точки зрения чистой физики поверхностей:
события на поверхности жидкости отсылают, с одной стороны, к межмолекулярным
изменениям, от которых они зависят как от своей реальной причины, а с другой -
_________
1 Клемент Александрийский, Stromateis, 8:9: "Стоики говорят, что тело - это
причина в буквальном смысле; но бестелесное - метафизическим образом - выступает
в виде причины".
133 ЛОГИКА СМЫСЛА
к вариациям поверхностного натяжения, от которого они зависят как от своей
квази-причины - идеальной или "фиктивной". Мы попытались обосновать эту вторую
каузальность ссылкой на ее соответствие бестелесному характеру поверхности и
события. Нам казалось, что событие как таковое - то есть смысл - отсылает к
парадоксальному элементу, проникающему всюду как нонсенс или как случайная точка
и действующему при этом, как квази-причина, обеспечивающая полную автономию
эффекта. (Эта автономия отнюдь не противоречит ранее упомянутой хрупкости
поверхности, поскольку две фигуры нонсенса на поверхности могут в свою очередь
превращаться в два "глубинных" нонсенса страдания и действия, а бестелесный
эффект может быть впитан глубиной тел. И наоборот, хрупкость поверхности не
ставит под сомнение ее автономию, поскольку смысл обладает собственным
измерением).
Итак, автономия эффекта задается, во-первых, его отличием от причины, а
во-вторых, его связью с квази-причиной. Однако, эти два аспекта придают смыслу
очень разные и даже с виду противоположные характеристики. Ибо постольку,
поскольку он утверждает свое сущностное отличие от телесных причин, положений
вещей, качеств и физических смесей, смысл как эффект-событие характеризуется
поразительной бесстрастностью (он световодозвуконепроницаем, стерилен,
бесполезен, ни активен, ни пассивен). Бесстрастность характеризует отличие
смысла не только от обозначаемого положения вещей, но также и от выражающих его
предложений: с этой точки зрения он выступает как нечто нейтральное (чистый
экстракт, дважды отжатый из предложения, приостановка всех модальностей
последнего). Напротив, как только смысл ухвачен в своем отношении к
квази-причине, которая производит его и распределяет на поверхности, он
становится ее наследником, соучастником и даже оболочкой, обретая силу этой
идеальной причины. Мы увидели, что такая причина - ничто вне своего эффекта, что
она идет по пятам этого эффекта и удерживает с последним имманентную связь,
превращая продукт - в самый момент его производства - в нечто продуктивное. Нет
нужды повторять, что смысл,
134 ДВОЙНАЯ КАУЗАЛЬНОСТЬ
по существу, производится: он никогда не изначален, но всегда нечто причиненное,
порожденное. Однако, такое порождение двунаправленно и-в связи с имманентностью
квази-причины - задает путь, по которому смысл следует и который он заставляет
ветвиться. В данных условиях эту порождающую силу следует увязать с
предложением, поскольку выражаемый смысл активирует остальные измерения
предложения (сигнификацию, манифестацию и денотацию). Но нужно понять ее и в
связи с тем способом, каким эти измерения выполняются, и даже в связи с тем, что
именно их выполняет - в той или иной степени, тем или иным образом.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193