Библиотека >> История античной эстетики. Ранний эллинизм
Скачать 756.77 Кбайт История античной эстетики. Ранний эллинизм
4-7).
Первая глава. Что такое архитектура и что нужно знать архитектору? Шесть основных категорий, входящих в понятие архитектуры. О разделении архитектурной науки. О выборе подходящего места для стройки. О фундаменте, городских стенах и башнях. Об укрытии от вредных ветров. Выбор места для публичных зданий. О строительных материалах (гл. 3-10) с введением (гл. 1-2). О жилищах первобытных людей и о развитии строительного искусства. Философские учения о начале всех вещей. О производстве кирпича. Песок и его виды. Известь и ее производство. Пуццолана. Каменоломни и качество камня. О кладке каменных стен. О рубке строевого леса и о свойствах разных пород. Тосканские и неаполитанские породы. Храмы (общее). О строительстве храмов в связи с мерой человеческого тела. Семь видов храмов. Пять видов храмов в связи с расстояниями между колоннами. Основание храмов. Колонны, архитравы и прочие украшения в ионическом стиле. Храмы (детали). Ионический, дорический и коринфский стили и их происхождение. Украшения колонн и их происхождение. Дорический стиль. Внутренность храма. Расположение постройки. Двери и наличники. Тосканский стиль храма. Другие виды храмов. Жертвенник. Общественные здания, государственные (гл. 1-2), театр (3-8), увеселительные и пр. здания (9-12). О строительстве мест для народных собраний. Форум и базилика. Казначейство, тюрьма, курии. Строительство театра. Выбор места и акустика. Гармоника Аристоксена. О звучащих сосудах для театра. Структура римского театрального здания. Греческий театр. О трех родах спектаклей (трагедия, комедия и сатировская драма). Портики и одеон. Бани. Расположение и части. Палестра и ксист. Пристань и подводные каменные работы. Частные здания. Расположение. Размеры. Дворы, их типы и пропорции. Атрий (вестибюль), таблинум (зал, кабинет, статуи). Части здания для специального назначения. Загородные дома. Греческие постройки в отличие от римских. Архитектурная терминология греков. О мерах упрочнения зданий. Об украшениях построек. (Во введении к этой книге, между прочим, перечисление авторов, писавших об архитектуре. Литература эта целиком исчезла.) Мощение. Приготовление извести для штукатурки и др. обмазочных работ. Возведение сводчатого потолка и украшение его. Подмазывание на сыром месте. Живопись и советы против злоупотребления ею. Мрамор и облицовка. Краски естественные: "охра", "кровяник", "паретоний", "зеленая", "арсеник". Сурик. Приготовление сурика. Искусственные краски. Черная краска. Приготовление синей и гранатной краски. Белила, медянка, сандарак. Приготовление пурпурной краски. Имитации красок. Водные работы. Средства изыскания воды. Дождевая вода. Горячие воды. Воды ключей, рек и озер. Распознавание свойств воды. Уровень воды. Устройство водопроводных приспособлений. Колодцы и цистерны. Некоторые вспомогательные знания (гл. 1-3) и сведения из гномоники (гл. 4-8). Двенадцать знаков Зодиака и противоположное движение планет. О возрастании и убывании луны. Изменение продолжительности дня в зависимости от прохождения Солнца по различным созвездиям. О созвездиях между поясом Зодиака и Большой Медведицей. О созвездиях между поясом Зодиака и Югом. Звезды и предсказание судьбы и погоды. Черчение аналемм. Происхождение воды, конструирование и употребление часов. Водяные часы. Машины. Определение (1), машины для передвижения тяжестей (гл. 2-3), для поднятия воды (гл. 4-9) и военные (гл. 10-16). Что такое машина? Происхождение ее. Машины, действующие силой тяги. Прямая линия и ротация. Машина для поднятия воды. О колесах и барабанах на мучных мельницах. Насосная машина. Улитка или винт. Механизм Ктесибия. Гидравлические машины для издавания звуков. Определение пройденного пути в коляске или на судне. Катапульты и скорпионы. Баллисты. Расчет отверстий в баллисте и катапульте. Орудия для взятия и защиты города. Баран. Черепаха и наполнение рвов. Другие виды черепахи. Оборонительные приспособления. Заключение. При самом строгом подходе только незначительная часть этого огромного материала имеет прямое отношение к истории собственно эстетических идей. Можно сказать, что сюда относятся главным образом только первые три главы первой книги (I 1-3). О них и стоит говорить нам в первую очередь. При этом, однако, отдельных эстетических суждений и даже рассуждений у Витрувия весьма большое количество, и о них тоже ни в каком случае не следует забывать. Еще в 60-х годах прошлого века Л.Шпенгель обратил внимание на зависимость главнейших формальных моментов теории Витрувия от господствовавших в древности риторических учений. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
| ||
|