Библиотека >> Категория бытия в классической западноевропейской философии
Скачать 180.14 Кбайт Категория бытия в классической западноевропейской философии
Значит, осознание несводимости сущности ни к чему, кроме самой сущности, может быть лишь предварительным, хотя и важным, результатом. Все, что мы успели узнать о сущности, носит такой же предварительный характер. Это в основном негативные определения: сущность не есть ни идеальное, ни материальное, ни предметно-вещественное; она не может быть ни относительным, ни случайным, ни прилагательным; сущность как таковая не знает степени и меры; она не может изменяться в другое, но лишь возникает и исчезает (Met. 1068al0-12); у сущности в некотором смысле не может быть определения; у сущности нет противоположности, а поскольку нет противоположности, то нет и движения (Phys. 225b). Объясняется такой отрицательный аспект наших знаний о сущности тем, что мы рассматривали ее в первую очередь как момент чувственно-являющегося мира, то есть, на языке Аристотеля, мира материи и возможности. Но это лишь один из аспектов универсума. Сущее двойственно, ditton to on (1069b15). Все изменяется из сущего в возможности в сущее в действительности, metaballei pan ek toy dynamei ontos eis to energeia on (ibid.). Необходимо поэтому рассмотреть вопрос о сущности в его динамическом аспекте.
Двойственность сущего Аристотель раскрывает группой понятий, играющих исключительно важную роль в его учении. Это – форма, материя, возможность, действительность и энтелехия. "Материя" и "форма" (в строгом смысле термина) применяются Аристотелем к обозначению процессов возникновения и взаимоперехода предметов; все, что не подвержено изменению, не имеет материи (1044b27-29). Форма (morphe, eidos) придает смысловую структуру и собственно бытие каждому предмету. Материальное состоит из двух начал: материи и лишенности (steresis), так что система "форма – материя" содержит три начала: форме противостоит лишенность как ее полная противоположность, небытие; посредником и субстратом для них служит материя, которая, в отличие от лишенности, в некотором смысле может быть названа сущностью (Met. 1069b33-34; Phys. 192a3-7). (Аристотель особо подчеркивает важность своей дистинкции материи и лишенности в Phys. 1, 9.) Понятия возможности и действительности – самые общие и методологически значимые категории "Метафизики". Возможность (dynamis, что на латинском передавалось двумя терминами: potentia и possibilitas) – это сила-способность, предрасположенность, вероятность, инобытие. До некоторой степени она совпадает с материей. Действительность (energeia) – это осуществление возможности, энтелехия (entelecheia) – ее осуществленность, исполненность, достижение цели, стремлением к которой было потенциальное состояние. Есть версия, по которой в аутентичном виде это понятие выглядело как endelecheia, то есть постоянство, непрерывность (см. об этом у Оуэнса {204, 404-405}). Аристотель часто употребляет "энергию" и "энтелехию" как термины с одним тождественным смыслом. "Форма" частично совпадает с этими терминами. Материя есть возможность, эйдос же – энтелехия (he men hyle dynamis, to deidos entelecheia) (De an. 412a). "Бытие в действительности – у эйдоса... в возможности же – у материи" (energeia men gar to eidos... dynamei de he hyle) (Met. 1071a8-9,10). Форма и материя – это та область возможного и действительного, в которой в качестве составного (to synolon) существует "определенное нечто", вещь, но эта область и космологически и онтологически ограничена, за пределами границы понятия формы и материи могут употребляться лишь с оговорками [34]. Применительно к сущности различение возможности и действительности означает, что истинное бытие, то есть oysia, нельзя найти, не учитывая двойственности всего сущего. Возможность и действительность не просто сосуществуют в едином мире, но представляют собой два онтологически различных мира. В мире возможности максимальное приближение к сущности представлено единичной ощущаемой вещью и ее поддающейся определению чтойностью. Именно этот объект тяготеет к тому, чтобы быть серединой материальной и идеальной крайностей, самостоятельным бытием и носителем предикатов. Но все же единичная вещь – это еще не осуществленность, а лишь возможность сущности. Она связана с материей и поэтому не может преисполниться свойствами сущности. Она не вполне мыслима, так как чтойность есть только один ее аспект; она не вполне самостоятельна, поскольку всегда является элементом множества. Кроме того, она не может быть истинным подлежащим: хотя вещь не бывает предикатом, она не есть и подлинный субъект, потому что всегда для чего-нибудь является средством, а не целью. Вещь никогда не бывает тождественной себе, это лишь потенциальное ее состояние; актуальное единство вещи и ее смысла дано в форме или чтойности; но, поскольку форма на уровне чувственной реальности всегда проявляется через другое и никогда не существует в себе самой, вещь не может стать полноценной действительностью. Воспринимаемые единичности, говорит Аристотель, наделены материей, природа которой допускает и бытие и небытие (1039b28-30). Поэтому они могли бы быть, а могли бы и не быть; другими словами, они случайны. Таким образом, выясняется единственный путь к решению основного вопроса "Метафизики" – что есть сущее как сущее. | ||
|