Библиотека >> Америка

Скачать 135.25 Кбайт
Америка

Индейцы, mesas,(1) каньоны,
небеса - все поглотило кино. И тем не менее, это наиболее
захватывающее зрелище в мире. Следует ли предпочесть ему
"аутентичные" пустыни и затерянные оазисы? Для нас, людей
современных и сверхсовременных, как и для Бодлера, который смог
уловить в искусстве тайну истинной современности, захватывающим
является только естественное зрелище, которое в одно и то же время
обнаруживает как наиболее волнующую глубину, так и тотальную
qhlskvh~ этой глубины То же и здесь, где глубина времени
открывается в глубине кадра (кинематографическо-
----------------------------------------
(1) Mesa (исп.) - плато, образованное остатками вулканических
пород, подвергнувшихся эрозии
[144]
го). Долина Памятников - это геология земли, это индейский
мавзолей и кинокамера Джона Форда. Это эрозия, это массовое
истребление, но вместе с тем это тревелинг и аудиовизуальный ряд.
Первое, второе и третье соединены в одном видении, которое нам
здесь дано. И каждый этап незаметно завершает предыдущий.
Уничтожение индейцев нарушает естественный космологический ритм
здешних пейзажей, с которыми на протяжении тысячелетий было
связано их магическое существование. Вместе с пионерами
цивилизации на смену крайне медленному процессу пришел процесс
неизмеримо более быстрый. Пятьюдесятью годами позже он сменится
кинематографическим тревелингом, который еще ускорит этот процесс
и некоторым образом остановит исчезновение индейцев, воскрешая их
как статистов. Таким образом, этот пейзаж оказывается своего рода
хранителем всех геологических и антропологических событий, вплоть
до самых недавних. Отсюда и та особенная сценография пустынь
Запада, заключающаяся в том, что они соединяют в себе древнейшие
иероглифы, ярчайшую светоносность и самую бесконечную
поверхностность.
Цвет здесь распадается на мельчайшие частицы и оторван от
субстанции, преломлен в воздухе и скользит по поверхности вещей -
отсюда и впечатление призрачности (ghostly), и в то же время
затуманенности, полупрозрачности, спокойствия и оттененности
пейзажей. Отсюда эффект миража, и вдобавок миража времени, столь
близкого к полной иллюзии. Камни, пески, кристаллы, кактусы - все
это вечно и вместе с тем эфемерно, нереально и оторвано от своих
субстанций. Растительность скудна, но каждой весной она чудесным
образом расцветает. Зато свет субстанциален, распылен в воздухе,
именно он сообщает всем
[145]
цветам тот характерный пастельный оттенок, который подобает
развоплощению, отделению души от тела. В этом смысле можно
говорить об абстрактности пустыни, об органическом освобождении,
об обратной стороне низменного перехода тела к телесному небытию.
Иссушенная, сияющая фаза смерти, где завершается разложение тела.
Пустыня находится по ту сторону этой проклятой фазы гниения, этой
влажной фазы тела, этой органической фазы природы.
Пустыня - возвышенная форма, отстраняющая всякую
социальность, всякую сентиментальность, всякую сексуальность.
Слово, пусть даже ободряющее - здесь всегда неуместно. Нежности не
имеют смысла, если только женщина сама не опустошена охватившим ее
на мгновение животным состоянием, когда плотское желание
сочетается с безводной развоплощенностью. Но ничто не сравнится с
тем, когда на долину Смерти и на веранду перед дюнами, на
бесплотные прозрачные кресла мотеля в молчании спускается ночь.
Жара при этом не спадает, просто наступает ночь, разрываемая
автомобильными фарами. Тишина неслыханная, или, наоборот, она вся
слышима. Это не тишина холода или наготы, не тишина отсутствия
жизни - это тишина теплоты всего простирающегося перед нами на
сотни миль неорганического пространства, тишина легкого ветра,
стелящегося по поверхности солоноватой грязи Бадватер, ветра,
ласкающего металлоносные пласты на Телефон Пик. Внутренняя тишина
самой аллеи, тишина подводной эрозии - ниже уровня течения
времени, как и ниже уровня моря. Здесь нет движения животных,
здесь ничто не спит, ничто не разговаривает во сне; каждый вечер
gelk погружается здесь в абсолютно спокойные сумерки, в темноту
своего щелочного зачатия, в счастливую низину своего детства.
[146]
Задолго до отъезда я живу одними воспоминаниями о Санта-
Барбаре. Санта-Барбара это всего лишь сновидение со всеми
процессами, которые там протекают: набившая оскомину реализация
всех желаний, конденсация, смещение, легкость... все это очень
быстро становится ирреальным. О, прекрасные дни! Этим утром на
балконе умерла птица, я сфотографировал ее. Но никто не
безразличен к своей собственной жизни, и малейшие катаклизмы все
еще вызывают волнение, В своем воображении я был здесь задолго до
того, как приехал сюда, и внезапно это мое местопребывание стало
хранилищем моей прошлой жизни.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69