Библиотека >> Америка

Скачать 135.25 Кбайт
Америка

В определенном смысле - это месть
другого мира. Третий мир никогда ничего не мог противопоставить
Западу. Но сегодня он стал внушать неуверенность и даже страх.
Россия предложила свое посредничество между Востоком Западом после
того, как, хотя этого никто не заметил, СССР насаждал пять лет в
Афганистане западные ценности. Это непонимание другого дорого
обходится и русским, и европейцам.
Эффект удивления и отталкивания вызвал смертный приговор
Рушди. Он подобен разрыву корпуса самолета во время полета на
большой высоте. Перегородка между двумя пространствами оказалась
разрушенной, и все устремилось в пустоту. Необходимо, как это
показывают в кино, срочно заткнуть дыру, чтобы снова разделить
различные миры. Терроризм, захват заложников - это и есть акт
opndek{b`mh таких брешей, угрожающих существованию нашего
искусного и искусственного универсума. Актуальный ислам, с которым
средневековый ислам не имеет ничего общего, и который должен
восприниматься не в моральных или религиозных, а в стратегических
понятиях, ставит своей задачей методическое проделывание брешей в
оболочке западного мира, чтобы выпустить его ценности в пустоту.
Ислам не предпринимает каких-либо революционных наступлений на
западный мир, он вообще не стремится к его покорению и завоеванию:
[51]
достаточно дестабилизировать его посредством вирусных инфекций -
агрессии зла, которому Запад ничего не может противопоставить. Эти
дыры, выпускающие последние остатки настоящих западных ценностей в
пустоту, представляют собой самую серьезную угрозу. Запад уже
почти утратил свое "горючее вещество" и поэтому должен особо
тщательно заботиться о его сохранении.
Стратегия исламистов удивительно современна в
противоположность тем, которые пытаются ей противопоставить. Она
весьма современна, хотя состоит во вливании незаметных архаических
элементов в современный западный мир. Конечно, если бы он был
достаточно устойчивым, все это не имело бы ни малейшего смысла. Но
наша система чрезвычайно чувствительна к этим вирусам. Отсюда мы
переживаем месть другого мира: есть остатки болезней, эпидемий и
идеологий, против которых мы уже беззащитны, и ирония истории
состоит в том, что, морально и физически очищая себя, мы оказались
бессильны по отношению к этим крохотным микробам.
К опаснейшим видам вируса относятся не только террористы.
Заложники тоже стали своеобразными "микробами". Как частицы нашего
мира, втянутые в пустоту, они не могут или не хотят вернуться
домой не потому, что унижены в собственных глазах, но прежде всего
потому, что их страна и сограждане своею пассивностью и ленью
коллективно унизили их. Общество проявило невероятную
беззаботность в отношении своих отдельных граждан. Безразличность
коллектива в отношении индивида дополняется безразличием индивида
в отношении коллектива. Отсюда дестабилизация индивида вызывает
дестабилизацию системы. Заложники не просто прощаются, а
превращаются в героев, для того чтобы о них забыть.

[52]

Осторожно, чужое!

Проблема Другого, как и все проблемы, возникают в связи с
нехваткой. Другой стал проблемой, когда почти исчез. Что сегодня
заняло место врага, чужого, другого, того, с кем приходилось
бороться и добиваться признания? По сути, сегодня имеют место
взаимоотношения равных. Но как могут быть равны, например, мужчина
и женщина?
История представляет собой, как подчеркивал М. Шелер, процесс
выравнивания. Действительно, мир постепенно становится
демократичнее. То, что было ранее доступно немногим, сегодня
доступно всем. Конечно, не стоит недооценивать неравенство и
преувеличивать возрастание вертикальной мобильности. В принципе,
каждый может добиться самого высокого положения в обществе, но для
этого необходимы "равные возможности" и "равные условия". На самом
деле большинство людей не располагают необходимым "стартовым
капиталом" и не имеют железной воли, здоровья, образования,
культуры для осуществления своих планов. Но при всем этом
несомненно, что европейская цивилизация, которая начиналась с
феодального состояния и колонизации, постепенно пришла к
равенству. Нерв сегодняшней проблемы выражает борьба за права
weknbej`. При этом речь идет не только о политическом и
экономическом равенстве между свободными мужчинами, как в
греческом полисе, но и об освобождении женщин, о защите прав
детей, стариков, больных, заключенных и даже домашних животных.
Вчера (03.02.99) вынужден был уйти в отставку тренер английской
команды за то, что высказался об инвалидах в смысле индийской
теории перевоплощения: их болезнь является расплатой за грехи в
предыдущей жизни. Действительно, общество не прощает своим видным
гражда-
[53]
нам какого-либо шовинизма. Обычно поражаются соблюдению прав
сексуальных меньшинств, но более значимой сегодня является защита
детей.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69