Библиотека >> Эссе об имени
Скачать 124.68 Кбайт Эссе об имени
Вспомните, например, эту интериоризированную
христианскую "фигуру", представленную здесь сердцем Масличной горы, о том, как святой Павел говорит в другом месте об обрезании сердца: Der Oelberg. Sol dich Herren Angst erlosen von beschwerden, So muss dein Hertze vor zu einem Oelberg werden. Масличная гора. Если страх Господен должен принести тебе страдания, Твое сердце должно прежде стать Масличной горой. (II, 81) - Но не кажется ли вам, что некоторый платонизм - или неоплатонизм - здесь необходим и соприроден? "Платон, чтобы настроиться на христианство", - говорил Паскаль, у которого порой обнаруживается дух или машина апофатической диалектики... - Как повсюду. Когда Силезиус упоминает глаза души, как не признать в этом влияние платонова наследия? Но можно встретить его и в другом месте, и без родственной связи. Всегда можно утверждать или отрицать родство: обнаружение или взятие на себя* унаследованного долга как отрицание отрицания (de-neganion)- вот двойная правда преемственности, как и правда негативной теологии. - Может быть вновь платонизировать и эллинизировать креационизм** более сложно? Последний часто принадлежит логической структуре многих апо- _____________________ * Здесь Деррида употребляет термин "assumption", который в зависимости от контекста может означать то "успение" (Успение Богородицы), то младшую посылку силлогизма, то принятие, взятие на себя (долга, ответственности и т. п.). - Прим. перев. ** Креационизм - (от лат. creatio - сотворение) - религиозное учение о сотворении мира богом из ничего; характерно для теистических религий: христианства, иудаизма, ислама. - Прим. перев. 118 Ж. Деррида фатических дискурсов. На этом основании, он становится для них историческим пределом в двойном смысле слова: пределом в истории и пределом как история. Понятие сотворения, также как понятие ада, необходимо для Ангелуса Силезиуса. Когда он говорит: "Иди туда, куда ты не можешь ходить", то делает это, чтобы каким-то образом раскрыть основание этой максимы, а именно "GOtt ausser Creatur" - "Бог вне творения" (I, 199). Если свойство Бога - не иметь собственных свойств (он - все, кроме того, что имеет), то это происходит оттого - как мы уже договорились - что все происходит от Бога: Бог растрачивает себя, он растворяется "в своих творениях" (ins Geschopf)... - Но разве вместо того, чтобы быть догмой креационизма, это означает, что сотворение есть отчуждающее порождение и что повсюду, где есть бывшее присвоение, есть сотворение? Разве это было всего лишь переопределением принятой концепции сотворения? Вновь приходится говорить без-относительно (n'importe)* о чем или о ком, то, что говорят о Боге или о чем-то другом. Мысль кого-то по поводу кого-то или чего-то - безотносительно. Точно также мы могли бы ответить на вопросы: "Кто я?" или "Кто ты?", "Что такое другой?", "Что такое кто угодно или что угодно в качестве другого?", "Что такое бытие сущего как любой другой?" Все эти примеры хороши, даже если они показывают всем, что они особенным образом, хотя и неравнозначно, хороши. Эта "безотносительность" по отношению к кому-либо или чему-либо открывает путь для некото- _____________________ * Здесь мы снова встречаем игру слов вокруг корня "нести" - porter (фр.). Ср. с "ference", "reference". N''importe (фр.) - не имеет значения, неважно, nimporte qui - неважно кто, безотносительно к кому (чему) либо. - Прим. перев. 119 кроме имени рого рода спокойного безучастия, для обостренной нечувствительности, если можно так выразиться, способной содрогаться от всего, а точнее, от этого глубокого безразличия, которое подвержено любому различию. Именно таким образом я понимаю иногда традицию Gelassenheit - это спокойствие, позволяющее не быть безразличным, покинуть не оставляя, если только оно не покидает, оставляя без внимания, или не забывает без забвения, - традиция, упорство которой можно проследить от Майстера Экхарта до Хайдеггера 11. - У меня нет никаких возражений против такой гипотезы. Вы описываете невозмутимость (Gelassenheit), остерегаясь говорить о любви, и конечно же, любовь является одной только частной фигурой всего того, что оставленность может затронуть (не трогая, вместе с тем). Но почему не признать здесь саму любовь, а именно: бесконечный отказ, в котором как бы сдаются невозможному? Сдаться другому - это невозможное, которое может означать довериться на пути к другому, прийти к нему, но не переступать порог, уважать и даже любить невидимость, которую сохраняет другой, недоступный. Сдать оружие. (И на этот раз, сдать - больше не означает реституировать, реконструировать в целости, объединить пактом или символикой. | ||
|