Библиотека >> Эссе об имени
Скачать 124.68 Кбайт Эссе об имени
Короче,
негативная теология позволяет приблизить себя (пред-понимать) как широко архивированный свод предложений, логическая модальность которых, грамматика, лексика и даже семантика уже доступны нам, по меньшей мере, в отношении того, что эти предложения определяют. - Отсюда возможность канонизирующего возвеличивания произведений, которые, подчиняясь законам, принимают вид послушных нормам жанра и искусства: они вторят традициям, они изображают себя повторяемыми, оказывающими влияние и подверженными влиянию, объектами переноса, доверия и дисциплины. Поскольку здесь есть учителя и ученики. Вспомните Дионисия и Тимофея. Здесь и упражнения и обучение, здесь есть школа, как в христианской мистической традиции, так и в онто-тео-ло-ги-ческой или меонтологической (более "греческой") традиции в ее экзотерических или эзотерических формах. - Конечно же тот, кто написал, что не только Бог, но и божественность проходят через знание, что своеобразие неизвестного Бога выходит за пределы сущности и божественности, разрушая таким образом оппозицию отрицательного и положительного, бытия и 94 Ж. Деррида ничто, вещи и не-вещи и поднимаясь тем самым над всеми теологическими атрибутами, был уже учеником: Der unerkandte GOtt. Was GOtt ist weiss man nicht: Er ist nicht Licht, nicht Geist, Nicht Wahrheit, Einheit, Eins, nicht wass man Gottheit heist: Nicht Weissheit, nicht Verstand, nicht Liebe, Wille, Gutte: Kein Ding, kein Unding auch, kein Wesen, kein Gemiltte: Er ist was ich, und du, und keine Creatur, Eh wir geworden sind was Er ist, me erfuhr. Неизвестный Бог. Что есть Бог? Мы этого не знаем: Он ни свет, ни дух, Ни правда, ни единство, ни один; он не то, что называют божественным Ни мудрость, ни ум, ни любовь, ни воля, ни доброта: Ни вещь, ни тем более не-вещь, ни сущность, ни сердце: Он есть то, что ни я, ни ты, никакое другое создание, Прежде, чем он станет тем, кто Он есть, никогда не узнаем. (1V,21) - Следующая сентенция обращается как раз к Блаженному Августину как к ближнему, учителю и предшественнику, которому он может по-дружески и учтиво бросить вызов: "Остановись, мой Августин, прежде, чем ты проникнешь в суть Бога: можно найти целое море в небольшой впадине". - Ангелус Силезиус обладал собственным гением, но уже он повторял: он продолжал, вводил обычай, передавал. Он переносил или переводил во всех смыслах этого слова, потому что он уже писал это после - это было пост-письмо. Этот наследник хранил архив, он хранил в памяти урок Христофа К±лера. Он читал Таулера, Рюсбр±ка, Б±ме и особенно Экхарта. - То, из чего мы должны исходить, если я Вас правильно понимаю (вот, несомненно, априори нашего апостериори, а именно aприори post-scriptum'a., на кото- 95 кроме имени рый мы подписались), есть то удивительное дело (fait), что уже сделано (deja fait), полностью сделанное (tout fait): тогда как негативная теология отрицает или стирает все, тогда как она прибегает к искоренению любого предиката и стремится жить в пустыне... - Пустыня. Вот одна из прекрасных и сложных метафор, о которых несомненно говорил Лейбниц, но меня поражает ее повторение, так сказать типичный оттиск, который воспроизводится как от печати. Так: Man muss noch uber GOtt [...] Wo sol ich dann nun hin? Ich muss noch uber GOtt in eine wusste ziehn. Нужно даже идти за Бога [...] Куда я должен идти? Я должен стремиться в пустыню за Богом. (I. 7) Или еще: Die Einsamkeit. Die Einsamkeit ist noth: doch, sey nur nicht gemein: So kanstu uberall in einer Wiisten seyn. Одиночество. Одиночество необходимо, но тебе не достанет быть на людях: Тогда везде ты будешь в пустыне. (//, 117) В другом месте речь идет о "пустынных временах" (in diser wiisten Zeit- III, 184). Пустыня: не есть ли это парадоксальная фигура апории?. Нет намеченного и обеспеченного перехода, во всяком случае, нет дороги; самое большее - тропы, которые не могут служить верным путем, дороги еще не проложены, если, конечно, они уже не заметены песком. Но непроложенный путь может служить условием решения или события, 96 Ж. Деррида состоящего в открытии пути, в том, чтобы перейти, т. е. пойти за..., перейти апорию. - Несмотря на эту пустыню, называемое нами негативной теологией мыслит и развивает себя как память, установление, история, дисциплина. Это культура, с архивами и традициями. Она накапливает акты языка. Вот, в частности, что внушает нам одна фраза: "То, что называют негативной теологией, в идиоме греко-латинского происхождения есть язык". Сколько ни напоминай (а нужно как раз напоминать об этом и напоминать, что это доказывает возможность хранимой памяти), что негативная теология "заключается" - через ее намерение отказаться от какого бы то ни было упрочения - в языке, не прекращающем подвергать пересмотру сами границы языка и особенно границы пропозиционального языка, теоретического или констативного. | ||
|