Библиотека >> Эссе об имени

Скачать 124.68 Кбайт
Эссе об имени

Тайна явилась бы также
омонимией, не столько скрытым ресурсом омонимии, сколько функциональной
возможностью омонимии или мимeзuca.
Есть тайна. Сколько бы о ней ни говорили, этого недостаточно, чтобы ее нарушить.
О ней можно говорить бесконечно, рассказывая всяческие истории, произносить все
речи, которые она провоцирует, пересказывать истории, которые она развязывает
или завязывает, так как тайна часто напоминает тайные истории и даже вызывает к
ним интерес. Тайна останется тайной, безмолвной, бесстрастной как хора, чуждая
любому вымыслу, как в смысле Geschichte или res gestal, так и в смысле знания и
исторического повествования (episteme, historia rerum gestarum), чуждой любой
периодизации, любой эпохализации. Она молчит не для того, чтобы сохранить
какие-то слова в резерве или для отступления, но потому, что остается чуждой
словам, -
48 Ж. Деррида
можно было сказать, используя изысканную синтагму: "тайна - это то, что в речи
чуждается слов". В речи тайна - не что иное, как нечто чуждое словам. Она не
отвечает слову, она не говорит: "Я - тайна", она не соответствует, она не
отвечает ни за себя, ни перед кем бы то ни было, ни перед чем бы то ни было.
Не-ответ в чистом виде, от которого нельзя было бы даже требовать отчета или
аванса, которому нельзя было бы предоставить освобождение от обязательств, от
которого нельзя было бы принять извинения или "предоставить скидку"
("discounts"), - все это уловки, постоянно имеющие целью вовлечь его в процесс
философский, этический, политический, юридический и т. д. Тайна не дает места
никакому процессу. Это даже не "эффект тайны". Она может с виду дать этому место
(что именно всегда и происходит), она может этому отдаться, но никогда не
сдаться. Этика дискуссии всегда может игнорировать тайну (она должна испытывать
к ней уважение, даже если это покажется сложным и противоречивым; ведь тайна не
поддается толкованию), но это не уменьшит ее значения. Впрочем, ни одна
дискуссия не могла бы начаться или получить развитие без нее. Независимо оттого,
считаются с ней или нет, тайна бесстрастно остается на своем месте, на
расстоянии, вне досягаемости. По этой причине с ней невозможно не считаться,
хочешь ты этого или нет, знаешь ты это или нет.
Здесь нет больше ни времени, ни места.
В заключение одно откровенное признание. Может быть, я просто хотел поделиться
или утвердиться в моем интересе (возможно, безоговорочном) к литературе, точнее,
к литературному письму. Это не означает, ни что я люблю литературу вообще, ни
что я ее предпочитаю всему остальному, например, философии, как считают те, кто,
в конечном счете, не сведущ ни в той, ни в другой области. Это не означает, что
я
49 страсти
хотел бы все свести к литературе, и, во всяком случае, это не касается
философии. В сущности я обхожусь без литературы, и, надо признаться, довольно
легко. Если бы мне предстояло уединиться на каком-либо острове, я бы взял с
собой в основном только книги по истории и мемуары, которые читал бы привычным
мне способом, может быть для того, чтобы сделать из них литературу, если только
не произойдет обратное; то же самое было бы и с другими книгами (искусство,
философия, религия, гуманитарные или естественные науки, право и т. д.). Но не
любя литературу в общем смысле и ради нее самой, мне нравится в ней нечто, что
никоим образом не сводится к некоторому эстетическому качеству, некоторому
источнику формального удовлетворения, это нечто выступает вместо тайны. Вместо
абсолютной тайны. Здесь могла бы быть страсть. Не существует страсти без тайны,
без этой именно тайны; но не существует тайны без этой страсти. Вместо тайны:
там, где все сказано, и где остальное ничто, даже не литература.
Мне часто приходилось настаивать на необходимости делать различие между
литературой и беллетристикой или поэзией. Литература является современным
изобретением, она входит составной частью в конвенции и институты, которые уже в
силу одного этого обеспечивают ей право говорить в принципе все. Литература
связывает свою судьбу, таким образом, с некоторой неподцензурностью, с
пространством демократической свободы (свобода печати, свобода мнений и т. д.).
Нет демократии без литературы, нет литературы без демократии. Всегда возможно
такое положение, при котором нет потребности ни в той, ни в другой; и любой
общественный строй порой спокойно обходится без них. Вполне возможно не
рассматривать ни ту, ни другую в каче-
50 Ж. Деррида
стве абсолютного блага и неотъемлемых прав. Но ни при каких обстоятельствах
невозможно их разделять. Никакой анализ не был бы в состоянии это сделать. И
каждый раз, когда какое-либо литературное произведение подвергается цензуре,
демократии угрожает опасность, - с этим нельзя не согласиться. Возможности
литератур

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64