Библиотека >> Эссе об имени

Скачать 124.68 Кбайт
Эссе об имени

Назначенная страсть, союз предписанный столь же, сколь и
обещанный. Вместе с тем, если имя не принадлежит навеки, от рождения и по всей
строгости тому, кто его получает, то оно уже не принадлежит более, с первого
мгновения дающему его. Лучше, чем когда-либо, согласно формуле, неотступно
преследующей нашу традицию от Плотина до Хайдеггера, который на него не
ссылается, и до Лакана, не ссылающегося ни на того, ни на другого12, дар имени
дает то, что сам не имеет; то, в чем заключается, возможно, прежде всякой
сущности, т. е. за бытием, несущественность дара.
- Последний вопрос. Может быть это скорее предугадывается, но Ангелус Силезиус
представляет собой не все и даже не лучший образец "классической" или
канонической негативной теологии. Почему же все сводить к нему?
132 Ж. Деррида
- Тут нужно верить в случайность или возможность истории: непредвиденные
автобиографические обстоятельства, если угодно, то, что случилось со мной этим
летом. Данную книгу - "Паломник херувима" (и только некоторые выдержки) - я
выбрал, чтобы взять с собой, в это семейное место, чтобы сидеть ночами возле
матери, которая потихоньку нас покидает и больше не может звать по имени.
Силезиус начинает становиться мне ближе, совсем неизвестный, каким он все же
остается для меня, и дружеский. Я обратился к нему в последнее время как бы по
секрету, по причине высказываний, которых я теперь не приводил. И потом, он
занимает мало места в багаже (70 страниц). Не правда ли, негативная теология -
мы уже немало об этом сказали - это самая экономичная формализация, самая
большая воля к возможному, почти неисчерпаемый языковый запас в столь малом
количестве слов! Неистощимо недосказанная, неразговорчивая, тайная, упорно
стоящая в стороне от всякой литературы, и вместе с тем, недоступная именно там,
где она кажется отдающей себя, приступ ревности, что страсть уносит по ту
сторону самой себя, - эта литература как бы сделана для уединения и изгнания.
Она держит желание в напряжении, и говоря всегда слишком или слишком мало,
всякий раз расстается с вами, никогда не покидая.
Ницца -Берлин, август 1991




примечания


1 "Bei jenen Mysrikern gibt es einige Stellen, die ausserordentlich klihn sind,
voll von schwierigen Metaphern und beinahe zur Gottlosigkeit hinneigend sowie
ich Gleiches bisweuilen in den deutschen - im librigen schonen - Gedichten eines
gewissen Marines bemerkt habe, der sich Johannes Angelus Silesius nennt..."
(Leibniz. Lettre a Pacius, le 28 janvier 1695 (Leibnitii opera. Ed. Dutens. -
VI. - P.56). Цитируется по: M.Heidegger. Der Satz vom Grund.-Pfullingen: Neske,
1957.- S.68.
2 Silesius Angelus. La Rose est sans pourquoi. (Extraits du "Pelerin
cherubinique". Trad. de Roger Munier. - Paris: Arfuycn, 1988). Я почти всегда
изменяю перевод и воcпроизвожу оригинальный текст на старонемецком, который мы
находим в двуязычном издании "Cherubinischer Wandersmann", под редакцией Henri
Plard (Paris: Aubier, 1946). Некоторые из приведенных максим взяты из этого
издания и их нельзя найти в издании Роже Мюнье "La Rose est sans pourquoi"
(сокращенная версия), который опубликовал еще одну (полную) версию этого
произведения: "L'Errant cherubinique". Paris: Planete, 1970. Preface de Roger
Laponte.
3 Taylor M. "nO nOt nO" // Op. cit., p. 176,186, Avertissement.
4 См., в частности: Derrida J. Psyche. Invention de 1'autre. Paris: Galilee,
1987.-P. 59 et passim.
5 Derrida J. Dornner le temps. 1. La Fausse monnaie. Paris: Galilee, 1991.
(Здесь на с.9-10 приведены многочисленные ссылки на этот предмет.)
6 Heidegger M. Sein und Zeit.  50.S.250.0б этом хайдегге-ровском сюжете смотри:
Apories (Mourir - s'attendre aux "limites de la verite"). - Paris:
Galilee, 1993.
7 См.: Taylor M. Comment ne pas parler?// Op. cit. - P.590 et suiv.
8 Taylor M. Op.cit.-P.168,187.
9 Derrida J. The Politics of Friendship // The Journal ot Philosophy.-ј35,
novembre 1988. 3десь дан краткий и очень схематичный обзор исследования по
истории и главным - или каноническим - характеристикам понятия дружбы.
134 Ж. Деррида
10 Taylor M. Op. cit.-P.174 -175.
11 См., в частности: Derrida ]. Nombre de oui //' Derrida J. Psyche. Invention
de 1'autre. - Paris: Galile, 1987. - P.646 et suiv.
12 По поводу Плотина см.: Derrida J. Nombre de oui // Op.cit. - Р.83; О
Хайдеггере и Лакане см.: Derrida J. Donner le temps / / Op.cit. - P. 12-13, n.
1.



Хора


предисловие


Миф вводит в игру логическую форму, которую, по контрасту с непротиворечивой
логикой философов, можно назвать логикой двойственности, двусмысленности,
полярности. Как можно сформулировать и даже формализоват

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64