Библиотека >> Эссе об имени

Скачать 124.68 Кбайт
Эссе об имени

..
- Тем самым она становится не просто языком и доказательством языка, но прежде
всего самым осмысленным опытом, самым требовательным, самой неизъяснимой
"сущностью" языка: речь о языке, "монолог" (в гетерологическом смысле этого
слова по Новалису или Хайдеггеру), в котором речь и язык говорят о самих себе и
совершают то, что Die Sprache spricht. Отсюда это поэтическое измерение или
аспект фикции, порой иронической и всегда аллегорической, которую некоторые
считали только формой, видимостью или симулякром... Верно, что одновременно
(симультанно) эта пустынная фикция стремится разоблачить образы, фигуры, идолов,
риторику. Нужно подумать о такой иконоборческой фикции.
- Сколько ни говори, следовательно, о том, что по ту сторону теоремы и
констативного описания дискурс негативной теологии "заключается" в преодолении
сущности и языка, в доказательство он остается.
97 кроме имени
- Что значит здесь "оставаться"? Это разновидность "быть"?
- Не знаю. Может это значит, именно то, что такая теология не могла быть
ничем...
- Не быть ничем. Может здесь ее тайное или явное желание? В чем вы видите здесь
опасность для нее? Наша дискуссия предполагала до сих пор, что эта теология есть
что-то (определяемое), а не ничто или то, что хочет быть или стать скорее
чем-то, чем ничто. Однако, теперь мы поняли, что она стремится к
противоположному...
- Смотря как читать или слушать. Во всяком случае, негативная теология не была
бы ничем, просто-напросто ничем, если бы это излишество или эта чрезмерность (в
отношении языка) не запечатлела некую отметку в частных событиях языка и не
оставила некий след на теле речи...
- Итак, тело (corpus).
- Некоторый след остается прямо на этом теле, она становится этим телам как
пережиток апофазиса (больше жизни и больше смерти), пережиток внутреннего
онто-логико-семантического саморазрушения: здесь была бы абсолютная
разреженность, пустыня была бы здесь, ничто не нашло бы места на этом месте.
Конечно, "неизвестный Бог" (Der unerkandte GOtt- IV, 21), неузнанный или
непризнанный Бог, о котором мы разговаривали, ничего не говорит; о нем не
сказано ничего, что содержит...
- Кроме его имени...
- Кроме имени, которое не называет ничего содержательного, даже божественного
(GOttheit). Ничего того, чье сокрытие не повлекло бы фразу, целую фразу, которая
старается померяться с ним. "Бог" "есть" имя этого бездонного падения, этого
бесконечного опус-
98 Ж. Деррида
тошения языка. Но след от этой негативной операции вписывается в, на и как.
событие (то, что бывает; то, что есть и всегда остается единственным; то, что
находит в этой пустоте самое решающее условие своего прихода или появления).
Находится событие, которое остается, даже если эта остаточность не более
субстанциональна, не более существенна, чем этот Бог, онто-логически более легко
определимый, чем имя Бога, о котором сказано, что оно не называет совершенно
ничего - ни того, ни этого. О нем сказано даже, что оно не то, что имеется в
смысле es gibt. оно не то, что дает, оно по ту сторону всех даров (GOtt uber
alle Gaben - IV, 30).
- Не забывайте, что это говорится во время молитвы. Что такое молитва? Нет, не
нужно спрашивать себя "Что такое молитва?", молитва вообще. Нужно стараться
представить ее, а на самом деле, - сделать из нее доказательство (так сказать,
из этой самой молитвы [la prier], и транзитивно) посредством этой самой молитвы,
этой своеобразной молитвы, в которой или к которой направляется молитва вообще.
Однако эта последняя ни о чем не просит и в то же самое время просит больше, чем
вс±. Она просит Бога дать самого себя, а не дать что-либо, какие-то дары: "
Giebstu mir dich nicht selbst, so hastu nichts gegeben" ("Если Ты не даешь мне
самого себя, ты ничего не даешь"). Что еще раз интерпретирует божественность
Бога как дар или желание дарить. А молитва является такой интерпретацией, самим
телом этой интерпретации. "B" и "на" - как Вы говорили, - это подразумевает,
по-видимому, некий топос...
- ...или некую хору: тело без тела; тело отсутствующее, но целостное и место
всему, вместо всего, пробел, пространство, промежуток Может быть Вы и о хоре
скажете, как уже проворчали недавно: "Кроме имени"?
99 кроме имени
Все тайно происходит здесь. Поскольку это место к тому же перемещает и
дезорганизует наши онто-то-пологические предрассудки, в частности, объективную
науку о пространстве. Хора находится там, но она больше "здесь", чем любое
"здесь"...
- Вы прекрасно знаете, что почти во всех своих фильерах: еврейской, греческой,
христианской или исламской - via negativa сочетает указание на Бога, имя Бога, с
опытом места. Пустыня - это тоже изображение чистого места. Но изображение
вообще зависит от этой пространственности, от локальности слова.
- Да, Ангелус Силезиус писал это о слове (das Wort), а значит также и о
божественном слове, и некоторые переводят здесь Wort просто как Бог:
Der Ort 1st class Wort
Der Ort und's Wort ist Eins, tind ware nicht der Ort,
(Bey Ewger Ewigkeit ! ) es ware nicht dass Wort.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64