Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Эта деятельность и будет
совершеннейшей и доставляющей наивысшее удовольствие. В самом деле,
удовольствие может быть при всяком чувстве, так же как при мышлении и
умозрении (theoria); но наиболее совершенное удовольствие доставляет
наиболее совершенная деятельность, а наиболее совершенной является
[деятельность чувства], хорошо устроенного для самого доброкачественного из
[предметов его восприятия], и это удовольствие завершает [и делает
совершенной] деятельность. Но удовольствие придает деятельности совершенство
не тем же способом, каким это делают чувственно воспринимаемое [как движущая
причина] и чувство [как причина формальная], когда они доброкачественны (так
же, как здоровье и врач не в одном и том же смысле являются причиной
здорового состояния).
Что удовольствий возникает при каждом из чувств, ясно (говорим ведь мы
о видах и звуках, доставляющих удовольствие). Ясно также, что удовольствие
возникает прежде всего тогда, когда и чувство наилучшее, и действует оно в
отношении к такому же [наилучшему] - предмету восприятия. А если таковы и
чувственно воспринимаемое, и чувствующее, то при наличии того, что
действует, и того, что испытывает, всегда будет иметь место удовольствие.
Удовольствие делает деятельность совершенной [и полной] (teleioi) не как
свойство (hexis), в ней заложенное, но как некая полнота (telos),
возникающая попутно, подобно красоте у [людей] в расцвете лет.
Таким образом, пока умопостигаемый (noeton) или чувственно
воспринимаемый (aistheton) [предмет] и то, что судит о нем или созерцает его
остаются такими, какими они должны быть, в деятельности будет удовольствие;
ведь если претерпевающее и действующее подобны и одинаково относятся друг к
другу, то и [результат], естественно, будет такой же, как они.
Отчего же никто не испытывает удовольствие непрерывно? Может быть,
человек устает? Действительно, ничто человеческое не способно к непрерывной
деятельности. А потому и удовольствие не бывает непрерывным: ведь оно
сопровождает деятельность.
Некоторые вещи нравятся, пока новы, а потом уже не так, и по той же
причине мысль сперва увлечена и напряженно деятельна в этом [новом
предмете], например, когда вглядываются в лицо [нового человека, стараясь
его узнать], но после деятельность уже не такая напряженная, напротив того,
она небрежная, а потому тускнеют и удовольствия.
Можно предположить, что все стремятся к удовольствию потому же, почему
все тянутся к жизни, ведь жизнь - это своего рода деятельность, и каждый
действует в таких областях и такими способами, какие ему особенно любы;
например, музыкант действует слухом в напевах, любознательный - мыслью в
предметах умозрения (theoremata), и среди остальных так ведет себя каждый.
Удовольствие же придает совершенство [и полноту] деятельностям, а значит, и
самой жизни, к которой [все] стремятся. Поэтому понятно, что тянутся и к
удовольствию, для каждого оно делает жизнь полной, а это и достойно
избрания.

5. Вопрос о том, что во имя чего мы выбираем: жизнь во имя удовольствия
или удовольствие во имя жизни, в настоящем [исследовании] можно пока
отложить. (Очевидно, что эти вещи связаны между собою и не допускают
разделения: в самом деле, без деятельности не бывает удовольствия, а
удовольствие делает всякую деятельность совершенной.)
(V). На этом основании считается, что существуют различные виды
удовольствия. Действительно, имеющее видовые различия, как мы полагаем,
получает завершенность, [совершенство и полноту], от разного. Это явно и в
природном, и в искусственном, например в животных и деревьях, в картине и
статуе, в доме и утвари. Соответственно и деятельности разного вида получают
совершенство от разного по виду. Деятельность мысли - иной вид, нежели
деятельность чувств, а сами они, [мыслительная и чувственная деятельности],
в свою очередь, имеют внутри себя видовые [различия]. Следовательно,
[видовые различия] имеют и удовольствия, которые делают эти деятельности
совершенными.
Это, пожалуй, можно видеть и по внутренней связи (to synoikeiosthai)
каждого из удовольствий с той деятельностью, которой оно придает
совершенство. Деятельности, разумеется, способствует связанное с ней
удов

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110