Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Поэтому, кто питают друг к другу
дружбу за полезность, питают ее не к самим по себе друзьям, а постольку,
поскольку получают друг от друга известное благо. Так и те, кто питают
дружбу за удовольствие; например, они восхищаются остроумными не как
таковыми, а потому, что они доставляют друзьям удовольствие.
Итак, кто питает дружбу за полезность, те любят за блага для них самих,
и кто за удовольствие - за удовольствие, доставляемое им самим, и не за то,
что собой представляет человек, к которому питают дружбу, а за то, что он
полезный или доставляет удовольствие. Таким образом, это дружба постольку
поскольку, ибо не тем, что он именно таков, каков есть, вызывает дружбу к
себе тот, к кому ее питают, но в одном случае тем, что он доставляет
какое-нибудь благо, и в другом - из-за удовольствия.
Конечно, такие дружбы легко расторгаются, так как стороны не постоянны
[в расположении друг к другу]. Действительно, когда они больше не находят
друг в друге ни удовольствия, ни пользы, они перестают и питать дружбу.
Между том полезность не является постоянной, но всякий раз состоит в другом.
Таким образом, по уничтожении былой основы дружбы расторгается и дружба как
существующая с оглядкой на [удовольствие и пользу].
Считается, что такая дружба бывает в основном между стариками (люди
такого возраста ищут, конечно, не удовольствий, а помощи); а среди людей во
цвете лет и среди молодежи - у тех, кто ищет выгоды. Такие друзья, кстати
сказать, вовсе не обязательно ведут жизнь сообща, ведь иногда они даже
доставляют друг другу неудовольствие, и, разумеется, они не нуждаются в
соответствующем общении, кроме тех случаев, когда оказывают поддержку, ведь
эти друзья доставляют удовольствие [ровно] настолько, сколько имеют надежд
на [получение] блага [друг от друга]. К этим дружбам относят и [отношения]
гостеприимства.
А между юношами дружба, как принято считать, существует ради
удовольствия, ибо юноши живут, повинуясь страсти (kata pathos), и прежде
всего ищут удовольствий для себя и в настоящий миг. С изменением возраста и
удовольствия делаются иными. Вот почему юноши вдруг и становятся друзьями, и
перестают ими быть, ведь дружбы изменяются вместе с тем, что доставляет
удовольствие, а у такого удовольствия перемена не заставит себя ждать, Кроме
того, юноши влюбчивы (erotikoi), а ведь любовная дружба в основном
подвластна страсти и [движима] удовольствием. Недаром [юноши легко начинают]
питать дружбу и скоро прекращают, переменяясь часто за один день. Но они
желают проводить дни вместе и жить сообща, ибо так они получают то, что для
них и соответствует дружбе.

4. Совершенная же дружба бывает между людьми добродетельными и по
добродетели друг другу подобными, ибо они одинаково желают друг для друга
собственно блага постольку, поскольку добродетельны, а добродетельны они
сами по себе. А те, кто желают друзьям блага ради них, друзья по
преимуществу. Действительно, они относятся так друг к другу благодаря самим
себе и не в силу посторонних обстоятельств, потому и дружба их остается
постоянной, покуда они добродетельны, добродетель же - это нечто постоянное.
И каждый из друзей добродетелен как безотносительно, так и в отношении к
своему другу, ибо добродетельные как безотносительно добродетельны, так и
друг для друга помощники. В соответствии с этим они доставляют удовольствие,
ибо добродетельные доставляют его и безотносительно, и друг другу, ведь
каждому в удовольствие поступки, внутренне ему присущие (oikeiai) и подобные
этим, а у добродетельных и поступки одинаковые или похожие. Вполне понятно,
что такая дружба постоянна, ведь в ней все, что должно быть у друзей,
соединяется вместе. Действительно, всякая дружба существует или ради блага,
или ради удовольствия, [причем и то и другое] - или в безотносительном
смысле, или для того, кто питает дружбу, т. е. благодаря известному
сходству. А в совершенной дружбе имеется все, о чем было сказано, благодаря
самим по себе [друзьям]; в ней ведь друзья подобны друг другу и остальное -
благо и удовольствие в безотносительном смысле - присутствует в ней. Это
главным образом и вызывает дружбу: так что "дружат" прежде всего такие люди,
и дружба у них наилучшая.
Похоже, что такие дружбы редки, потому что и людей таких немного. А
кроме того, нужны еще время и близкое знакомство (synetheia), ибо, как
говорит пословица, нельзя узнать друг друга, прежде чем съешь вместе [с
другом] тот знаменитый "[пуд] соли", и потому людям не признать друг друга и
не быть друзьями, прежде чем каждый предстанет перед другим как достойный
дружбы и доверия.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110