Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Итак, где [возможна] неправосудность, там есть и возможность поступать
неправосудно (но там, где есть возможность поступать неправосудно, не всегда
[возможна] неправосудность), а это значит [возможность] уделять себе большую
[долю] безусловных благ и меньшую - безусловных зол. Поэтому мы разрешаем
начальствовать не человеку, а слову [закона] (logos), так как человек себе
[уделяет больше благ и меньше зол] и делается тираном. Между тем начальник -
страж правосудия, а раз правосудия, то и равенства по справедливости. А
поскольку считается, что у него, если только он в самом деле правосуден,
"больше" не бывает (он ведь не уделяет себе больше безусловного блага, за
исключением того, что для него пропорционально; потому его труд на [пользу]
другому, и недаром говорят, что правосудность - это "чужое благо", как и
было ранее сказано), постольку ему следует давать определенное
вознаграждение, а именно уважение и почести; те же, кому это недостаточно,
становятся тиранами.
Право господ и отцов не то же, [что правосудие граждан], хотя и подобно
ему; дело в том, что невозможна безусловная неправосудность по отношению к
своему, а приобретение, [т. е. раб], и ребенок (покуда он не достиг
определенного возраста и не отделился), - это как бы часть самого
[владельца], себе же сознательно никто вредить не собирается. Именно поэтому
в отношении самого себя не бывает неправосудноcти. Следовательно, здесь,
[между рабом и господином, детьми и отцом], нет ни нарушения, ни соблюдения
государственного права, ибо мы видим, что [последнее] основано на законе и
бывает у тех, кому по природе присуще иметь закон, а это те, кто поровну
участвуют (hypaikhei isotes) и в начальстве и в подчинении.
Поэтому право[судие] существует, скорее, в отношении к жене, а не к
детям и приобретениям, [т. е. рабам]; это и есть семейное право, но и оно
разнится от государственного.
(VII). Государственное право[судие] частью естественно, частью -
узаконено; оно естественно, если повсюду имеет одинаковую силу и не зависит
от признания и непризнания [его людьми]. Но если изначально не важно, так
[поступать] или иначе, а тогда важно, когда это [уже] установлено, -
например, что [пленника] выкупают за одну мину или что в жертву приносят
одного козда, а не двух баранов, - то [перед нами] узаконенное [право]. Сюда
же относятся законы, установленные для отдельных случаев (например, о жертве
Брасиду), а также все [частные вопросы], по которым, голосуя, принимают
особые решения.
Иные считают узаконенными все [виды права], ибо природное неизменно и
повсюду имеет ту же силу; так, например, и здесь, и в Персии огонь жжется;
однако, как меняется то, что [считается] правосудным, видят [своими
глазами]. В таком виде это [мнение] не[верно], но в известном смысле может
быть [верно]. Для богов, во всяком случае, [изменчивость], видимо,
совершенно исключена, а для нас хотя и возможно нечто [правое] от природы,
все это, однако, изменчиво, и вместе с тем одно существует от природы,
другое - не от природы.
Какое [право] от природы, а какое по закону и уговору, если речь идет о
том, что может быть и так, и иначе, и при условии, что и то и другое
подвержено изменениям, также ясно; и для других вещей подходит такое же
разграничение. В самом деле, от природы сильней правая рука, но все-таки
всем можно стать с двумя правыми руками.
Те из правовых [установлений], что основаны на уговоре и взаимной
выгоде, можно уподобить мерам; действительно, меры для вина и хлеба не везде
равны: у скупщиков они больше, у [розничных] торговцев - меньше. Подобным
образом и правовые [установления], не природные, а человеческие, не бывают
повсюду тождественны, коль скоро и государственные устройства [не повсюду
тождественны], между тем как лишь одно [из них] повсюду является лучшим по
природе.
Каждое [положение] права или закона есть как бы общее по отношению к
частному, ибо поступки многообразны, а [положение] - как общее - всякий раз
одно.
Разнятся же неправосудное дело (to adikema) и [понятие] "неправосудное"
(to adikon), правосудное дело (dikaioma) и [понятие] "правосудное" (to
dikaion). Неправосудное может быть по природе или по установлению, и, когда
это осуществилось в поступке, тогда [перед нами] неправосудное дело, но
прежде чем осуществилось - это еще не [дело], а [понятие] неправосудного.
Соответственно и с правосудным делом.
Общее понятие скорее называется [словом] "праводе-лание"
(dikaiopragema), а "правосудное дело" [обозначает] исправление
неправосудного дела. Впоследствии надо будет внимательно рассмотреть каждое
в отдельности: каковы виды [правосудного и неправосудного дела], сколько
таких [дел] и с чем они могут быть связаны.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110