Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Будь это
не так, не было бы нужды в обучении, а все так бы и рождались добрыми или
худыми (мастерами].
Так обстоит дело и с добродетелями, ведь, совершая поступки при
взаимном обмене между людьми (prattontes ta en tois synallagmasi), одни из
нас становятся людьми правосудными, а другие неправосудными; совершая же
поступки среди опасностей и приучаясь к страху или к отваге, одни становятся
мужественными, а другие - трусливыми. То же относится и к влечению, и к
гневу: одни становятся благоразумными и ровными, другие - распущенными и
гневливыми, потому что ведут себя по-разному. Короче говоря, [повторение]
одинаковых поступков порождает [соответствующие нравственные] устои
(hexeis).
Потому-то нужно определить качества деятельностей: в соответствии с их
различиями различаются и устои. Так что вовсе не мало, а очень много,
пожалуй даже все, зависит от того, к чему именно приучаться с самого
детства.

2(II). Итак, поскольку нынешние [наши] занятия не [ставят себе), как
другие, цель [только] созерцания (мы ведь проводим исследование не затем,
чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от
этой [науки] не было бы никакого проку), постольку необходимо внимательно
рассмотреть то, что относится к поступкам, а именно как следует поступать.
Ведь мы уже сказали: от того, как мы поступаем, зависит, какими быть складам
[души, или устоям].
Итак, поступать согласно верному суждению (kata ton orthon logon) - это
общее правило, и мы примем его за основу, а поговорим о нем позже, как и о
том, что такое верное суждение и как оно соотносится с другими
добродетелями.
Впрочем, условимся заранее, что давать любое [определение] поступкам
лучше в общих чертах и не точно, согласно сказанному вначале, что [точность]
определений необходимо соразмерять с предметом. А ведь во всем, что связано
с поступками, их пользой [и вредом], нет ничего раз и навсегда
установленного, так же как и [в вопросах) здоровья. Если таково определение
общего, то еще более неточны определения частного. Ведь частные случаи не
может предусмотреть ни одно искусство и известные приемы [ремесла);
напротив, те, кто совершает поступки, всегда должны сами иметь в виду их
уместность и своевременность, так же как это требуется от искусства врача
или кормчего.
И все же, хотя это так, надо попытаться помочь делу. Прежде всего нужно
уяснить себе, что добродетели по своей природе таковы, что недостаток
(endeia) и избыток (hyperbole) их губят, так же как мы это видим на примере
телесной силы и здоровья (ведь для неочевидного нужно пользоваться
очевидными примерами). Действительно, для телесной силы гибельны и
чрезмерные занятия гимнастикой, и недостаточные, подобно тому, как питье и
еда при избытке или недостатке губят здоровье, в то время как все это в меру
(ta symmetra) и создает его, и увеличивает, и сохраняет. Так обстоит дело и
с благоразумием, и с мужеством, и с другими добродетелями. Кто всего
избегает, всего боится, ничему не может противостоять, становится трусливым,
а кто ничего вообще не боится и идет на все - смельчаком. Точно так же,
вкушая от всякого удовольствия и ни от одного не воздерживаясь, становятся
распущенными, а сторонясь, как неотесанные, всякого удовольствия,- какими-то
бесчувственными. Итак, избыток (hyperbole) и недостаток (eleipsis) гибельны
для благоразумия и мужества, а обладание серединой (mesotes) благотворно.
Но добродетели не только возникают, возрастают и гибнут благодаря
одному и тому же и из-за одного и того же [действия], но и деятельности
[сообразные добродетели] будут зависеть от того же самого. Так бывает и с
другими вещами, более очевидными, например с телесной силой: ее создает
обильное питание и занятие тяжелым трудом, а справится с этим лучше всего,
видимо, сильный человек. И с добродетелями так. Ведь воздерживаясь от
удовольствий, мы становимся благоразумными, а становясь такими, лучше всего
способны от них воздерживаться. Так и с мужеством: приучаясь презирать
опасности и не отступать перед ними, мы становимся мужественными, а став
такими, лучше всего сможем выстоять.
(III). Признаком [тех или иных нравственных] устоев следует считать
вызываемое делами удовольствие или страдание. Ведь кто, воздерживаясь от
телесных удовольствий, этим и доволен, тот благоразумен, а кто тяготится -
распущен, так же как тот, кто с радостью противостоит опасностям или по
крайней мере не страдает от этого, мужествен, а кому это доставляет
страдание - труслив. Ведь нравственная добродетель сказывается в
удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия,
то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110