Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Подобным же образом
принимаются решения и в остальных случаях и скорее в искусствах, чем в
науках, [т. е. знаниях точных], потому что в первом случае у нас больше
сомнений. Решения бывают о том, что происходит, как правило, определенным
образом, но чей исход не ясен и в чем заключена [некоторая]
неопределенность. Для важных дел, не будучи уверены, что мы сами достаточно
[умны] для принятия решений, мы приглашаем советчиков.
Решение наше касается не целей, а средств к цели, ведь врач принимает
решения не о том, будет ли он лечить, и ритор - не о том, станет ли он
убеждать, и государственный муж - не о том, будет ли он устанавливать
законность, и никто другой из прочих мастеров [не сомневается] в целях, но,
поставив цель, он заботится о том, каким образом и какими средствами ее
достигнуть; и если окажется несколько средств, то прикидывают, какое самое
простое и наилучшее; если же достижению цели служит одно средство, думают,
как ее достичь при помощи этого средства и что будет средством для этого
средства, покуда не дойдут до первой причины, находят которую последней.
Принимая решение, занимаются как бы поисками и анализом описанным выше
способом (так же как в задачах на построение).
Однако не всякие поиски оказываются приниманием решения (boyleysis),
например в математике, зато всякое принимание решения - поиски: и что в
анализе последнее - первое по возникновению. И если наталкиваются на
невозможность [осуществления], отступаются (например, если нужны деньги, а
достать их невозможно); когда же [достижение цели] представляется возможным,
тогда и берутся за дело. "Возможно" то, что бывает благодаря нам, ведь
[исполнение чего-то] благодаря друзьям и близким в известном смысле тоже
зависит от нас, так как в нас источник [действия]. Поиски здесь обращены в
одних случаях на орудия, в других - на их употребление, так и во [всем]
остальном: в одном случае - на средства, в другом - на способ, т. е. на
исполнителя (dia tinos).
Как сказано, человек - это, конечно, источник поступков, а решение
относится к тому, что он сам осуществляет в поступках, поступки же
совершаются ради чего-то другого. Действительно, не цель бывает предметом
решения, а средства к цели, так же как и не отдельные вещи (скажем, хлеб ли
это? или должным ли образом он испечен?), - это ведь дело чувства, и если по
всякому поводу будешь принимать решение, то уйдешь в бесконечность.
Предмет решения и предмет выбора одно и то же, только предмет выбора
уже заранее строго определен, ибо сознательно выбирают то, что одобрено по
принятии решения, потому что всякий тогда прекращает поиски того, как ему
поступить, когда возвел источник [поступка] к себе самому, а в себе самом -
к ведущей части души (to hegoymenon), ибо она и совершает сознательный
выбор. Это ясно и на примере древних государственных устройств, изображенных
Гомером, ибо цари извещали народ о выборе, который они уже сделали.
Если предмет сознательного выбора есть предмет решения, устремленного к
зависящему от нас, то сознательный выбор - это, пожалуй, способное принимать
решения стремление (boyleytike orexis) к зависящему от нас; в самом деле,
приняв решение, мы выносим свой суд и тогда согласуем наши стремления с
решением.
Итак, будем считать, что в общих чертах мы описали сознательный выбор,
а именно: с какого рода [вещами] он имеет дело, и показали, что он касается
средств к цели.

6(IV). Уже сказано, что желание (boylesis) [направлено] на цель, но
одни считают, что к благу вообще (tagathon), а другие - что к кажущемуся
благом (phainomenon agathon). У тех, кто говорит, что предмет желания (to
boyleyton) есть благо вообще, получается: то, чего желают, при неверном
выборе не есть "предмет желания", ведь что будет "предметом желания", будет
и благом, но мы уже знаем, что он - зло, если выбор сделан неверно. У тех
же, кто называет кажущееся благом предметом желания, получается, что нет
естественного предмета желания, но всякому желанно то, что ему таким
покажется. Между тем, желанным каждому кажется свое, а если так, то, может
статься, даже противоположное.
Если же это не годится, то не следует ли сказать, что, взятый
безотносительно, истинный предмет желания -

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110