Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Но данное отношение представляется правильным, а [тирания отцов] у персов -
ошибочной, ибо различна власть над разными [по роду]. [Сообщество] мужа и
жены представляется аристократией, [т. е. властью лучших], ибо муж имеет
власть сообразно достоинству и в том, в чем мужу следует, а что подобает
жене, он ей и предоставляет. Но если муж распоряжается [в доме] всем, он
превращает [их сообщество] в олигархию, ибо делает это вопреки достоинству и
не как лучший [по сравнению с женой]. Случается иногда, что жены, будучи
богатыми наследницами, имеют власть над мужьямя; тем самым это власть не по
добродетели, но благодаря богатству и влиянию (dynamis), точно так, как при
олигархиях. А на тимократию похожи [отношения] братьев: они ведь равны, за
исключением разницы в возрасте; именно поэтому, если они намного отличаются
по возрасту, между ними уже невозможна братская дружба. "Демократия" же
бывает в домах без господина (там ведь все равны), и там, где начальствующий
немощен и каждому можно [делать, что ему вздумается].

13 (XI). В каждом из государственных устройств дружба проявляется в той
же мере, что и право[судие]. Дружеское расположение царя к тем, над кем он
царь, [выказывается] в преизбытке его благодеяний; действительно, подданным
он делает добро, если только, как добродетельный царь, он, словно пастух,
[пекущийся] об овцах, внимателен к ним - [к тому], чтобы у них все было
хорошо. Недаром Гомер назвал Агамемнона "пастырем народов". Такова и
отеческая [власть], но она отличается размером благодеяний, ибо [отец] -
виновник самого существования, что уже почитается величайшим благом, а кроме
того, еще и воспитания, и образования. Даже предкам за это воздается, и
отношение между отцом и сыном, предками и потомками, царем и подданными есть
по природе [отношение] власти [и подчинения] (to аrkhikon). Эти дружбы
основаны на превосходстве, вот почему почитают родителей. Наконец, и право у
одних и других не одинаковое, а сообразное достоинству, так ведь и в дружбе.
Дружба мужа с женой такая же, как и в аристократическом [государстве]:
она сообразна добродетели, и лучшему [принадлежит] большее благо, и каждому,
что ему подобает; так и с правом.
Дружба братьев напоминает дружбу товарищей, потому что они равны и
[примерно] одного возраста, а такие люди, как правило, имеют схожие страсти
и схожие нравы. Похожа на эту дружбу и дружба при тимократии, потому что
граждане тяготеют к тому, чтобы быть равными и добрыми [гражданами], и вот
они начальствуют по очереди и на равных основаниях, и дружба у них этому
соответствует.
При извращениях [государственных устройств] как право[судие], так и
дружба возможны в очень малой мере, и менее всего при наихудшем извращении,
ведь при тираннии дружба невозможна совсем или мало [возможна].
Действительно, если у властвующего и подчиненного нет ничего общего, нет и
дружбы, потому что и правосудия нет, как, например, в отношениях мастера к
его орудию, души к телу, господина к рабу. В самом деле, о всех этих вещах
заботится тот, кто их использует, но ни дружбы, ни права не может быть по
отношению к неодушевленным предметам. Невозможна дружба и с конем или быком
или с рабом в качестве раба. Ведь [тут] ничего общего быть не может, потому
что раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб, так что как с
рабом дружба с ним невозможна, но как с человеком возможна. Кажется ведь,
что существует некое право у всякого человека в отношении ко всякому
человеку, способному вступать во взаимоотношения на основе закона и договора
(koinonesai nomoy kai synthekes), а значит, и дружба возможна в той мере, в
какой раб - человек.
В ничтожных размерах, таким образом, дружба и правосудие возможны даже
при тираниях, а в демократических государствах в большей степени, ибо у
равных много общего.

14 (XII). Как мы уже сказали, всякая дружба существует при наличии
взаимоотношений, [т. е. в обществе], а дружбу родственников и товарищей
можно выделить особо. [Дружественные отношения] сограждан, членов филы,
спутников в плавании и тому подобные, видимо, больше походят на [отношения]
между членами определенных сообществ (koinonikai), ибо они явно основаны на
каком-то соглашении (homologia). В этот ряд, вероятно, можно поставить и
[отношения] между гостем и гостеприимцем.
Что касается дружбы родственников, то и она, по-видимому, имеет много
разновидностей, но любая обусловлена отеческой, ибо, с одной стороны,
родители любят детей как часть самих себя, а, с другой - дети любят
родителей, будучи частью от них. Знание родителей, что дети от них, глубже,
чем знание рожденных, что они от родителей, и "тот-от-кого" сильнее привязан
к своему порождению, чем рожденный к своему создателю.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110