Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Принято
считать, что прежде всего такой целью является счастье. Ведь его мы всегда
избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого, в то время как
почет, удовольствие, ум и всякая добродетель избираются как ради них самих
(ибо на каждом из этих [благ], пусть из него ничего не следует, мы бы

все-таки остановили выбор), так и ради счастья, ибо они представляются нам
средствами к достижению счастья. Счастье же никто не избирает ни ради этих
[благ], ни ради чего-то другого.
То же самое получится, если исходить из самодостаточности, потому что
совершенное благо считается самодостаточным. Понятие самодостаточности мы
применяем не к одному человеку, ведущему одинокую жизнь, но к человеку
вместе с родителями и детьми, женой и вообще всеми близкими и согражданами,
поскольку человек - по природе [существо] общественное. Но здесь надо
принять известное ограничение: в самом деле, если расширять [понятие
общества] до предков и потомков и до друзей наших друзей, то придется уйти в
бесконечность. Но это следует рассмотреть в своем месте. [Здесь] мы полагаем
самодостаточным то, что одно только делает жизнь достойной избрания и ни в
чем не нуждающейся, а таковую мы и считаем счастьем. Кроме того, [мы
считаем, что счастье] больше всех [благ] достойно избрания, но в то же время
не стоит в одном ряду с другими. Иначе счастье, разумеется, [делалось бы]
более достойным избрания с [добавлением даже] наименьшего из благ, потому
что добавлением создается перевес в благе, а большее из благ всегда
достойнее избрания. Итак, счастье как цель действий - это, очевидно, нечто
совершенное, [полное, конечное] и самодостаточное.

6. Впрочем, называть счастье высшим благом кажется чем-то
общепризнанным, но непременно нужно отчетливее определить еще и его суть.
Может быть, это получится, если принять во внимание назначение (ergon)
человека, ибо, подобно тому как у флейтиста, ваятеля и всякого мастера да и
вообще [у тех], у кого есть определенное назначение и занятие (praxis),
собственно благо и совершенство (to ey) заключены в их деле (ergon), точно
так, по-видимому, и у человека [вообще], если только для него существует
[определенное] назначение. Но возможно ли, чтобы у плотника и башмачника
было определенное назначение и занятие, а у человека не было бы никакого, и
чтобы он по природе был бездельник (argos)? Если же подобно тому, как для
глаза, руки, ноги и вообще каждой из частей [тела] обнаруживается
определенное назначение, так и у человека [в целом] можно предположить
помимо всего этого определенное дело? Тогда что бы это могло быть?
В самом деле, жизнь представляется [чем-то] общим как для человека, так
и для растений, а искомое нами присуще только человеку. Следовательно, нужно
исключить из рассмотрения жизнь с точки зрения питания и роста (threptike
kai ayxetike). Следующей будет жизнь с точки зрения чувства, но и она со
всей очевидностью то общее, что есть и у лошади, и у быка, и у всякого
живого существа. Остается, таким образом, какая-то деятельная (praktike)
[жизнь] обладающего суждением [существа] (to logon ekhon). {Причем одна его
[часть] послушна суждению, а другая обладает им и мыслит}. Хотя и эта
[жизнь, жизнь разумного существа] определяется двояко, следует полагать ее
[именно] деятельностью. потому что это значение, видимо, главнее.
Если назначение человека - деятельность души, согласованная с суждением
или не без участия суждения, причем мы утверждаем, что назначение человека
по роду тождественно назначению добропорядочного (spoydaios) человека, как
тождественно назначение кифариста и изрядного (spoydaios) кифариста, и это
верно для всех вообще случаев, а преимущества в добродетели - это [лишь]
добавление к делу: так, дело кифариста - играть на кифаре, а дело изрядного
кифариста - хорошо играть) - если это так, {то мы полагаем, что дело
человека - некая жизнь, а жизнь эта - деятельность души и поступки при
участии суждения, дело же добропорядочного мужа - совершать это хорошо (to
ey) и прекрасно в нравственном смысле (kalos) и мы полагаем, что каждое дело
делается хорошо, когда его исполняют сообразно присущей (oikeia) ему
добродетели; если все это так}, то человеческое благо представляет собою
деятельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько - то
сообразно наилучшей и наиболее полной [и совершенной). Добавим к этому: за
полную [человеческую] жизнь. Ведь одна ласточка не делает весны и один
[теплый] день тоже; точно так же ни за один день, ни за краткое время не
делаются блаженными и счастливыми.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110