Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Они-то, оказывается, не пишут и не произносят речей о
таких [предметах, как политика], хотя, может статься, это было бы
прекраснее, чем в суде и в народном собрании, и, наконец, они не сделали
государственными людьми своих сыновей или кого-нибудь из друзей. А это было
бы вполне разумно, умей они [воспитывать], ибо они не могли бы оставить
своим государствам лучшего наследства, да и сознательно избрать для самих
себя и для самых близких друзей что-либо важнее такой способности. Впрочем,
и опыт, наверное, не мало прибавляет к способности, иначе не становились бы
государственными людьми благодаря близкому знакомству с государственной
жизнью. Вот почему тем, кто тянется к знанию государственных дел, нужен,
надо полагать, еще и опыт.
А кто из софистов обещает научить [искусству управлять государством],
слишком явно далек от того, чтобы это сделать. Софисты ведь вообще не знают
ни того, что такое [политика], ни к чему она имеет отношение, иначе они бы
не ставили ее в один ряд с риторикой или ниже ее и не думали бы, что легко
дать законодательство, собрав законы, пользующиеся доброй славой О том, что
можно выбрать самые лучшие законы, они говорят так, будто выбор не зависит
от соображения, а умение судить правильно не имеет огромной важности при
выборе, так же как в музыке. Действительно, в каждом деле опытные правильно
судят о том, что сделано (eiga), и соображают, посредством чего и как
исполняется [работа] и что к чему подходит. Что же касается неопытных, то
они должны быть довольны, если от них не скроется, хорошо сделана работа
(ergon) или плохо, как, скажем, в живописи.
Законы между тем похожи на произведения (erga) государственного
искусства. Как же тогда по ним научиться создавать законы или судить, какие
самые лучшие? Мы же видим, что и врачами становятся не по руководствам, и
это несмотря на то, что [сочинители подобных руководств] стараются все-таки
не только назвать лечение, но, предварительно разобрав, какие бывают склады
[людей, указать], как может быть исцелен [такой-то больной], и как надо
лечить каждого в отдельности. Но если для опытных это считается подспорьем,
то для не владеющих научным знанием это бесполезно. А раз так, то своды
законов и [описаний] государственных устройств только тем, должно быть,
сослужат добрую службу, кто способен охватить их умозрением (theoresei) и
рассудить, (krinai), что в них хорошо (kalos) или, напротив, [плохо] и каким
государствам какие подходят законы. Но тем, кто пересмотрит такие
[собрания], не имея соответствующего склада [и навыка], тем не будет дано
правильно судить об этих вещах, разве только совершенно случайно, однако
они, возможно, станут больше соображать в таких вопросах.
Поскольку же наши предшественники оставили без разбора вопрос о
составлении законов, лучше, вероятно, рассмотреть его с большим вниманием, а
значит, и вопрос о государственном устройстве в целом, чтобы так философия,
касающаяся человеческих дел, получила по возможности завершенность [и
полноту].
Прежде всего мы постараемся проверить, не высказали ли наши
предшественники что-нибудь правильное в частностях; затем, исходя из
сопоставления государственных устройств, постараемся охватить умозрением,
какие причины сохраняют и уничтожают государства [вообще] и какие [служат
сохранению и уничтожению] каждого [вида] государственного устройства, а
также по каким причинам одними государствами управляют хорошо, а другими
плохо. Ведь охватив это умозрением, мы скорее, наверное, узнаем, какое
государственное устройство является наилучшим, каков порядок при каждом
[государственном устройстве], какие законы и обычаи (ethe) имеют в нем силу.
Сделав таким образом зачин, перейдем к рассуждению.


КОММЕНТАРИИ

Это - трактат о счастье, о том, как достичь счастливой жизни, или
блаженства. Написан Аристотелем зрелого возраста и посвящен то ли отцу, то
ли сыну, рано умершему, оба носили имя Никомах. Философские направления, как
известно, именуются путем прибавления частицы "изм" к категории, которая для
мыслителей этого направления считается базисной. Трудно придумать в данном
случае термин на русском языке, древнегреческий это позволяет. И придумано
название эвдемонизм для направления, в котором счастье признается высшей
целью жизни. От эв - благо, и даймоний - дух, получается что-то вроде
благодушия, душевного покоя. Так что "Никомахова этика" считается выдающимся
памятником античного эвдемонизма.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110