Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Соответственно и в других
случаях.
Пожалуй, во всех подобных случаях имеет место то, что видится
добропорядочному. Если же такое определение, как кажется, удачно и в каждом
отдельном случае мерой является добродетель и добродетельный человек как
таковой, то и "удовольствиями" будут, пожалуй, те вещи, что кажутся ему
удовольствиями, а "доставлять удовольствие" будет то, чем он наслаждается.
Ничего удивительного, если отвратительное для этого человека
кому-нибудь покажется доставляющим удовольствие, ведь много есть [видов]
человеческого растления и уродства. Но это не то, что [в действительности]
доставляет удовольствие, а то, что доставляет его соответствующим людям с
соответствующими наклонностями.
Поэтому ясно, что удовольствия, которые согласно считаются позорными,
не следует признавать удовольствиями, кроме как для растленных людей. Но
среди тех удовольствий, что считаются добрыми, какой род удовольствий или
какое именно удовольствие следует признать свойственным человеку? Может
быть, это явствует из [рассмотрения] деятельностей? Удовольствия ведь
сопутствуют деятельностям.
Итак, одна ли деятельность или несколько свойственны совершенному и
блаженному мужу, все равно удовольствия, которые придают совершенство [и
полноту] этим деятельностям, должны определяться как в собственном смысле
удовольствия человека; остальные удовольствия, так же как [соответствующие]
деятельности, будут занимать вторую или еще более низкую ступень.

6 (VI). После того как было сказано о добродетелях, дружбах и
удовольствиях, осталось в общих чертах описать счастье, раз уж мы полагаем
его целью всего человеческого. Наше рассуждение будет, вероятно, лишь более
отчетливым, если повторить сказанное ранее.
Итак, мы сказали, что счастье - это не склад, [или состояние, души],
ибо тогда оно было бы и у того, кто проспал всю жизнь, кто живет, как
растение, или у того, кто претерпел величайшие несчастья. Если же и такое не
годится, то, скорее, счастье следует относить к деятельности, как и было
Сказано в предыдущих [рассуждениях], причем из деятельностей одни необходимы
и заслуживают избрания ради других, а вторые заслуживают его сами по себе,
то ясно, что счастье следует полагать одной из деятельностей, заслуживающих
избрания сами по себе, и не одной из тех, что существуют ради чего-то
другого; счастье ведь нужды ни в чем не имеет, но довлеет себе.
Сами же по себе заслуживают избрания те деятельности, в которых ничего
помимо [самой] деятельности не ищут. Именно такими считаются поступки
сообразно добродетели, ибо совершение прекрасных и добропорядочных
[поступков] относится к заслуживающему избрания ради себя самого.
Такими являются и развлечения, доставляющие удовольствия, потому что их
избирают не ради других [благ]: от них ведь, скорее, бывает вред, а не
польза, [ибо из-за них] не уделяют внимания своему телу и имуществу. К
такого рода времяпрепровождению прибегают большинство тех, кого почитают
счастливыми, и тираны потому высоко ставят остроумных при подобном
провождении времени; дело в том, что во всем, к чему бывает тяга у тиранов,
такие люди умеют сделать себя источником удовольствий, а в таких людях
тираны нуждаются.
Потому эти развлечения и считаются признаками счастья, что в них
проводят свой досуг государи; но подобные [счастливцы] не доказывают,
наверное, [что счастье - это развлечение], ведь от обладания властью
государя не зависят ни добродетель, ни ум, а именно они - источники
добропорядочных деятельностей; и если, не имея вкуса к удовольствию чистому
и достойному свободнорожденного, прибегают к удовольствиям телесным, то
из-за этого не следует думать, будто эти удовольствия предпочтительны; дети
ведь тоже уверены, что самое лучшее это то, что ценится между ними.
Так что вполне разумно, чтобы разные вещи казались ценными детям и
мужам, дурным и добрым. Вместе с тем, как говорилось уже неоднократно, и
ценным является и доставляет удовольствие [в собственном смысле слова] то,
что таково для добропорядочного, ибо для каждого наиболее предпочтительна
деятельность в соответствии с его собственным складом и для добропорядочного
тем самым такова деятельность, сообразная добродетели.
Следовательно, не в развлечениях заключается счастье, ведь это даже
нелепо, чтобы целью было развлечение и чтобы человек всю жизнь работал и
терпел беды ради развлечений (toy paidzein). Ведь, так сказать, ради другого
мы избираем все, за исключением счастья, ибо счастье и есть цель. А
добропорядочное усердие (spoydadzein) и

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110