Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика



16 (XIV). Разногласия бывают и в дружбах, основанных на превосходстве,
потому что обе стороны требуют большего; всякий раз, как это происходит,
дружба расторгается. Действительно, лучший уверен, что ему самому прилично
иметь больше, ибо добродетельному [должны] уделять больше; так же
[рассуждает и тот, кто] оказывает больше помощи, ведь говорят, что
бесполезному не следует иметь равную [с другими долю] и что получается
повинность, а не дружба, если от дружбы будут получать не по стоимости
[затраченных] трудов. Они думают, что, как при имущественных
взаимоотношениях больше получает тот, кто сделал больший взнос, так должно
быть и в дружбе. А нуждающийся и занимающий более низкое положение считает
наоборот: добродетельному другу, моя, свойственно оказывать поддержку
нуждающимся [друзьям], ибо говорят: в чем польза быть другом
добропорядочному человеку или государю, если не будешь от этого ничего
иметь?
Так что, похоже, требования обеих сторон правильны и каждому следует
уделять от дружбы большую [долю], однако не одного и того же, но обладающему
превосходством больше чести, а нуждающемуся - прибыли, ибо для добродетели и
благодеяния честь - это награда, а для нужды прибыль - это поддержка. Так
же, очевидно, обстоят дела и в государственном устройстве, а именно не
оказываются почести тем, кто не приносит обществу никакого блага;
действительно, общее [благо] дается тому, кто благодетельствует па общее
[благо], а почесть и есть такое сообща воздаваемое [благо]. Нельзя, в самом
деле, получать [от государства] одновременно и деньги, и почести, ибо никто
не потерпит обойденности во всем. Так что обойденному в деньгах уделяют
честь, а падкому на дары - деньги, ибо соответствие достоинству создает
справедливое равенство и, как было сказано, сохраняет дружбу, [или
дружественность].
Так должно происходить общение и у неравных, причем тот, кому оказана
поддержка деньгами или в добродетели, должен в ответ выказывать почтение,
отвечая тем, чем может. В дружбе ведь ищут возможного, а не [воздаяния
точно] по достоинству, да и не во всех случаях это возможно, как, например,
в почестях богам и родителям, ибо никто, пожалуй, никогда не воздаст им
достойную честь, но, кто посильно (eis dynamin) чтит их, считается добрым
человеком.
Вероятно, поэтому считается, что сыну невозможно отречься от отца, а
отцу от сына [можно], ибо сын должен отдавать долг, но, что бы он ни сделал,
он не сделает того, что достойно полученного прежде [от отца], а значит, он
вечный должник. У тех же, кому должны, есть возможность отказаться [от
должника], и, следовательно, [она есть] у отца. Вместе с тем никто, пожалуй,
и, по-видимому, никогда не отступается [от сына], если он не чрезмерно
[погряз] в пороке; помимо естественной [родительской любви] дружбы человеку
[свойственно] не отказываться от поддержки и услуг [сына]. А плохой [сын]
взбегает или не старается оказывать [отцу] поддержку; большинство ведь
желает получать благодеяния, а делать добро избегает, как невыгодного
[занятия].
Будем считать, что об этом сказано.

Аристотель
Никомахова этика

Книги 9, 10, комментарии.

КНИГА ДЕВЯТАЯ [I]

1(I). Во всех разнородных дружбах пропорциональность приравнивает и
сохраняет дружбу, как то и было сказано; так, при государственной [дружбе]
башмачник за башмаки по [их] стоимости (kaf axian) получает вознаграждение,
и ткач тоже, и прочие. В этом случае наготове общая мера - монета, и с ней
поэтому все соотносится, ею и измеряется. Что же до любовной [дружбы], то
влюбленный иногда жалуется, что при избытке дружбы с его стороны он не
получает ответной дружбы, при этом он, может статься, не обладает ничем, что
служит предметом дружеской приязни; возлюбленный же часто жалуется, что
влюбленный прежде сулил все, а теперь ничего не исполняет. Такое случается
всякий раз, когда влюбленный дружит с возлюбленным из-за удовольствия, а
возлюбленный с влюбленным - из-за пользы, но у обоих нет того, [чего они
ждут друг от друга]. Именно при дружбе ради этих [целей] ее расторжение
происходит всякий раз, когда не получают того, ради чего дружили, ибо в этом
случае любят не самих друзей, а то, что у них имеется, это, между тем,
непостоянно, а потому таковы и дружбы. Но [дружба] нравов, существующая сама
но себе, постоянна, как и было сказано.
Разногласия возникают и тогда, когда получают другое, т. е. не то, к
чему стремились, ибо не получать того, к чему тянет, все равно что ничего не
получать; так, например, [в случае] с кифаредом, которому [царь] посулил тем
большую плату, чем лучше он будет петь, но наутро на его требование
обещанного сказал, что за удовольствие ему уже было отплачено удовольствием.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110