Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Из сказанного, таким образом, ясно, что мудрость - это и научное
знание, и постижение умом вещей по природе наиболее ценных. Вот почему
Анаксагора и Фалеса и им подобных признают мудрыми, а рассудительными нет,
так как видно, что своя собственная польза им неведома, и признают, что
знают они [предметы] совершенные, достойные удивления, сложные и
божественные, однако бесполезные, потому что человеческое благо они не
исследуют.

8. Рассудительность же связана с человеческими делами и с тем, о чем
можно принимать решение; мы утверждаем, что дело рассудительного - это,
прежде всего, разумно принимать решения (to ey boyleyesthai), а решения не
принимают ни о вещах, которым невозможно быть и такими и инакими, ни о тех,
что не имеют известной цели, причем эта цель есть благо, осуществимое в
поступке. А безусловно способный к разумным решениям (еуboylos) тот, кто
благодаря расчету (kata ton logismon) умеет добиться высшего из осуществимых
в поступках блага для человека.
И не только с общим имеет дело рассудительность, но ей следует быть
осведомленной в частных [вопросах], потому что она направлена на поступки, а
поступок связан с частными [обстоятельствами]. Вот почему некоторые, не
будучи знатоками [общих вопросов], в каждом отдельном случае поступают лучше
иных знатоков [общих правил] и вообще опытны в других вещах. Так, если,
зная, что постное мясо хорошо переваривается и полезно для здоровья, не
знать, какое [мясо бывает] постным, здоровья не добиться, и скорее добьется
[здоровья] тот, кто знает, что постное и полезное для здоровья [мясо] птиц.
Итак, рассудительность направлена на поступки, следовательно, [чтобы
быть рассудительным], нужно обладать [знанием) и того и другого [- и
частного, и общего] или даже в большей степени [знанием частных вопросов].
Однако и в этом случае имеется своего рода управляющее, (arkhitektomke)
[знание, или искусство, т. е. политика]. И государственное [искусство], и
рассудительность - это один и тот же склад, хотя эти понятия и не
тождественны.
(VIII). Рассудительность в делах государства (politike phronesis)
[бывает двух видов]: одна как управляющая представляет собою законодательную
[науку], другая как имеющая дело с частными [вопросами] носит общее название
государственной науки, причем она предполагает поступки и принимание
решений, ибо что решено голосованием [народного собрания] как последняя
данность (to eskhaton) осуществляется в поступках. Поэтому только об этих
людях говорят, что они занимаются государственными делами, так как они
действуют подобно ремесленникам.
Вместо с тем, согласно общему мнению, рассудительностью по преимуществу
является та, что связана с самим человеком, причем с одним; она тоже носит
общее имя "рассудительность". А из тех [рассудительностей, что направлены не
на самого ее обладателя,] одна хозяйственная, другая законодательная, третья
государственная, причем последняя подразделяется на рассудительность в
принимании решений и в судопроизводстве.

9. Итак, знание {блага] для себя будет одним из видов познания, но он
весьма отличается от прочих. И согласно общему мнению, рассудителен знаток
собственного блага, который им и занимается; что же до государственных
мужей, то они лезут в чужие дела. Потому Еврипид и говорит:

Я рассудительный? да я бы мог без суеты
И вместе с многими причисленный к полку
И долю равную иметь.
Но те, кто лучше, дело есть кому везде...

Люди ведь преследуют свое собственное благо и уверены, что это и надо
делать. Исходя из такого мнения, и пришли [к убеждению], что эти, [занятые
своим благом люди], рассудительные, хотя собственное благо, вероятно, не
может существовать независимо от хозяйства и устройства государства. Более
того, неясно и подлежит рассмотрению, как нужно вести свое собственное
хозяйство.
Сказанное подтверждается также и тем, что молодые люди становятся
геометрами и математиками и мудрыми в подобных предметах, но, по всей
видимости, не бывают рассудительными. Причина этому в том, что
рассудительность проявляется в частных случаях, с которыми знакомятся на
опыте, а молодой человек не бывает опытен, ибо опытность дается за долгий
срок. Впрочем, можно рассмотреть и такой [вопрос]: почему, в самом деле,
ребенок может стать математиком, но мудрым природоведом не может. Может
быть, дело в том, что [предмет математики] существует отвлеченно, а начала
[предметов философии - мудрости и физики} постигаются из опыта?

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110