Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Для нашего рассуждения не важно, что невоздержную жизнь ведут
вопреки истинному мнению, а не вопреки знанию, ведь некоторые из тех, у кого
есть мнения, не сомневаются, а, напротив, думают, что их знания точны.
Поэтому, если [скажут, что те], кто имеют лишь мнения, из-за слабой
уверенности скорее, нежели те, у кого [твердые] знания, поступают вопреки
своим представлениям [о должном], то окажется, что никакой разницы между
знанием и мнением нет. В самом деле, иные ничуть не менее уверены в том, о
чем имеют мнение, нежели и том, о чем имеют знание. Гераклит ясно это
показывает.
Но поскольку мы говорим "знать" в двух смыслах: "знает" говорят и о
том, кто, обладая знанием, не применяет его, и о том, кто применяет
(khromenos), - различие окажется между поступками вопреки должному у
обладателя знания, который его не применяет, и обладателя знания, который
его применяет (tlieoron), именно это последнее нелепо, а не [то, что так
поступают] без применения [знания].
Далее, коль скоро посылки бывают двух видов, ничто не мешает, имея обе,
поступать вопреки знанию, а именно применять знание общей посылки, а частной
нет; между тем поступки - это частные случаи. Более того, может быть
различие и внутри [знания] общего, ибо оно может относиться к самому
[действующему лицу], а может к предмету, например, [знание], что "всякому
человеку полезно сухое", (предполагает и знание], что сам я - человек или
что такое-то качество - сухость. Однако, имеет ли данная вещь данное
качество, человек либо не знает, либо не употребляет [свое знание] в дело.
При том и другом способе [знать] разница будет столь громадной, что не
покажется странным, если [человек ошибается], обладая знанием только в одном
из смыслов; удивительно, если [он это делает], обладая им иначе.
Кроме того, людям дано также обладать знанием способом иным по
сравнению с только что названным. Действительно, в обладании (to ekhein)
[знанием] без применения мы видим уже совсем другое обладание (hexis), так
что в каком-то смысле человек знанием обладает, а в каком-то не обладает,
как, скажем, спящий, одержимый и пьяный. Однако именно таково состояние
(hoyto diatithentai) людей, охваченных страстями. Ведь порывы ярости,
любовные влечения и некоторые [другие] из таких [страстей] весьма заметно
влияют на тело, а у некоторых вызывают даже помешательство. Ясно поэтому,
что необходимо сказать: невоздержные имеют склад (ekhein), сходный с
[состоянием] этих людей. Если высказывают суждение, исходящее из знания, это
отнюдь не значит, что им обладают, ведь и охваченные страстями проводят
доказательства и произносят стихи Эмпедокла; начинающие ученики даже строят
рассуждения без запинки, но еще и без всякого знания, ибо со знаниями нужно
срастись, а это требует времени. Так что высказывания людей, ведущих
невоздержную жизнь, нужно представлять себе подобными речам лицедеев.
И наконец, на причину невоздержности можно посмотреть еще и с точки
зрения естествознания. Одно мнение, [т. е. посылка], касается общего, другое
- частного, где, как известно, решает чувство. Когда же из этих двух
[посылок] сложилось одно [мнение], то при [теоретической посылке]
необходимо, чтобы душа высказала заключение, а при [посылках], связанных с
действием (poietikai), - чтобы тут же осуществила его в поступке. Например,
если "надо отведывать все сладкое", а вот это - как один какой-то из частных
[случаев] - сладкое, то, имея возможность и не имея препятствий, необходимо
тотчас осуществлять соответствующий поступок. Итак, когда в нас присутствует
общая посылка, запрещающая отведывать сладкое, и [общая] посылка, что "все
сладкое доставляет удовольствие", и [если перед] нами нечто сладкое (а это
последнее и оказывается действенным), то, окажись у нас влечение [к
удовольствиям], тогда одно говорит, что этого надо избегать, но влечение
ведет за собою, ибо каждая из частей души способна привести [нас] в
движение. Таким образом, выходит, что невоздержную жизнь ведут, в каком-то
смысле рассуждая и имея мнение, которое само по себе не противоречит (разве
только по случайности) верному суждению, ибо противоречит ему влечение, а не
мнение. Так что и по этой причине тоже звери не невоздержны, так как не
имеют общих представлений, но только образы (phantasia) и память об
отдельных [предметах].
Как устраняется неведение и к невоздержному возвращается его знание,
объясняет то же самое учение, которое [истолковывает состояние] опьяненного
и спящего, и для состояния (pathos) [невоздержности] оно не является
особенным; слушать это [учение] надо у природоведов (physiologoi).
Поскольку же конечная посылка

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110