Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика



4(II). Но мы все-таки исследуем правосудность как часть добродетели,
ибо есть и такая, как мы утверждаем. То же самое справедливо и для
неправосудности как части [порочности]. Что такая существует, доказывает
[следующее]: тот, чьи действия соответствуют иным порокам, конечно,
поступает неправосудно, однако он ни в чем не своекорыстен (скажем, бросив
по трусости щит, или обругав по злобе, или не пособив по скупости деньгами).
Когда же человек ведет себя своекорыстно, [его поступки] часто ни одному из
[пороков] не соответствуют, ни тем более всем [порокам], и все же их
отличает какая-то подлость (ведь этого человека мы осуждаем!) и
неправосудность. А значит, существует особая "неправосудность", как бы часть
от неправосудности в целом, и существует нечто "неправосудное" как часть от
неправосудного [и] противозаконного в целом.
Далее, если один блудит ради наживы и за плату, а другой - по влечению,
платя и платясь за это, то последнего скорее, пожалуй, сочтут распущенным,
нежели своекорыстным, а первого - неправосудным, но не распущенным. Ясно,
что это из-за наживы.
Далее, все прочие неправосудные дела (adikemata) всегда можно возвести
к какому-нибудь пороку, например: если совершил блуд - к распущенности, если
оставил соратника [в бою] - к трусости, если ударил - к гневу, но если
нажился, то ни к чему, кроме неправосудности.
Таким образом, очевидно, что наряду с неправосуд-ностью в целом
существует и некая другая, частная, именуемая так же, потому что по
определению они относятся к одному и тому же роду, ведь и то и другое имеет
смысл в отношении к другому [лицу], только неправосудность [в узком смысле]
обращена на почесть, имущество, безопасность или на то, что (будь у нас одно
слово) охватывает это все и что [возникает] при удовольствии от наживы; а
другая [неправосудность] обращена на все, с чем имеет дело добропорядочный.

5. Ясно, таким образом, что существует несколько [видов] правосудности
и что наряду [с той, которая совпадает] с добродетелью в целом, существует
некая другая; осталось выяснить, что это и каково оно.
Итак, неправосудное определено и как противозаконное, и как
несправедливое, а правосудное - как законное и справедливое.
Неправосудность, о которой было сказано ранее, соответствует
противозаконности. Поскольку же несправедливость [как неравенство] и
противозаконность не тождественны, но различаются как часть по отношению к
целому (ведь все несправедливое [в смысле неравенства] противозаконно, но не
все противозаконное несправедливо [в этом смысле]), то неправосудное и
неправосудность тоже не одни и те же, но [могут] отличаться от
[неправосудности и неправосудного в целом], т. е. одно [выступает] как
часть, другое - как целое; действительно, неправосудность в смысле
несправедливости - часть неправосудности в целом, точно так же как
правосудность [в смысле справедливости - часть] правосудности в целом.
Следовательно, нам нужно сказать о частной правосудности и частной
неправосудности и о таком же правосудном и неправосудном.
Поэтому оставим в стороне правосудность, подчиненную добродетели в
целом и представляющую собою обращение добродетели в целом на другое [лицо],
и соответствующую неправосудность, [которая так же соотносится] с
порочностью [в целом]. Ясно также, как в соответствии с этим следует
определить правосудное и неправосудное. Дело в том, что, может быть,
большинство законных [поступков] совершается от добродетели в целом, так как
закон предписывает жить по всей добродетели и запрещает - по любой
порочности; а добродетель в целом создается поступками, которые представляют
собою узаконенные [действия], установленные законодателем для воспитания на
общее [благо]. По поводу воспитания каждого в отдельности, благодаря
которому муж [бывает] добродетелен в безусловном смысле слова, впоследствии
надо [будет] определить, к государственной или другой науке это относится,
ибо, во-видимому, быть добродетельным мужем и [добродетельным] гражданином
не во всех отношениях одно и то же.
Один вид частной правосудности и соответствующего права (to dikaion)
связан с распределением (en tais dianomais) почестей, имущества и всего
прочего, что может быть поделено между согражданами (koinonioyntes)
определенного государственного устройства (именно среди них одному возможно
иметь в сравнении с другим несправедливую или справедливую [долю] (anison
kai ison). Другой [вид] - направительное (diortotikon) право при взаимном
обмене (synallagmata).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110