Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Следовательно, высшее благо будет разновидностью удовольствия, хотя
большинство удовольствий дурны, и, если угодно, в безотносительном смысле.
Поэтому все думают, что счастливая жизнь - это жизнь, доставляющая
удовольствие, и вполне разумно включают в [понятие] счастья удовольствие,
ибо ни одно деятельное проявление не бывает полным, если ему чинятся
препятствия, а счастье относится к вещам, достигшим полноты. Вот почему
счастливому нужны еще и телесные блага, и внешние, и случаи (tykhe), чтобы
ему не было тут препятствий.
Те, что твердят, будто под пыткой или перенося великие несчастья
(dystykhiai) человек счастлив, если он добродетелен, вольно или невольно
говорят вздор. А от того, что для счастья нужен еще и случай, некоторым,
наоборот, кажется, что удача (eytykhia) и счастье (eydaimonia) - одно и то
же, но это не так, потому что удача, если она чрезмерна, служит препятствием
для счастья, и, вероятно, тогда мы уже не имеем права назвать это "удачей",
ибо [понятие "удача"] ограничено тем, что служит счастью.
Да и то, что все - и звери, и люди - ищут удовольствий, в какой-то мере
подтверждает, что высшее благо - это в каком-то смысле удовольствие.

И никогда не исчезнет бесследно молва, что в народе
Многие...

Но поскольку не одно и то же и является и кажется наилучшим естеством и
складом [души], то и удовольствие все ищут не одно и то же, хотя все ищут
удовольствие. А может быть, люди ищут и не то удовольствие, которое думают,
[что ищут], и не то, что могли бы назвать, но [в основе] одно и то же. Ведь
от природы все заключают в себе что-то божественное. Телесные же
удовольствия захватили имя "удовольствия" из-за того, во-первых, что люди
очень часто к ним "причаливают", и, во-вторых, все к ним причастны; таким
образом, из-за того, что хорошо знакомы только эти удовольствия, думают, что
только они и существуют.
Понятно и то, что если удовольствие, т. е. [беспрепятственное]
деятельное проявление [склада души], не есть благо, то счастливый не сможет
получать удовольствия от жизни, ибо зачем понадобится ему удовольствие, раз
оно не является благом, а [счастливо] можно жить и страдая? Действительно,
страдание не будет ни злом, ни благом, коль скоро не является благом
удовольствие. А тогда зачем избегать страдания? Так что получится, что жизнь
добропорядочного человека доставляет ему удовольствий не больше, [чем жизнь
обычных людей], раз не доставляют их [больше обычного] деятельные проявления
его [душевного склада].
XIV. Если считать, что по крайней мере некоторые удовольствия весьма
заслуживают избрания, скажем нравственно прекрасные, а не телесные и не те,
к каким [имеет склонность] распущенный, то нужно внимательно рассмотреть
[вопрос] о телесных удовольствиях.
Почему, в самом деле, плохи удовольствия, которые противоположны
страданиям? Ведь злу противоположно благо. Необходимые удовольствия являются
благими в том смысле, что благо уже то, что не есть зло, или они благие до
определенного предела, ибо когда состояния, (т. е. склады], и движения
[души] таковы, что невозможен избыток в сторону лучшего, избыток
удовольствия также невозможен, а [когда состояния и движения души таковы],
что избыток возможен, избыток удовольствия тоже возможен. А возможен избыток
в телесных благах, и дурной человек является таким потому, что ищет избытка,
а не необходимых удовольствий; ведь все каким-то образом наслаждаются и
кушаньями, и вином, и любовными утехами, но не [всегда] так, как следует. А
со страданием все наоборот, ибо дурной человек избегает не чрезмерного, но
вообще страдания, ведь только для ищущего чрезмерных удовольствий страданием
будет уже отсутствие (enantia) чрезмерности.

15. Поскольку надо не только установить истину, но также и причину
заблуждения (это ведь способствует уверенности, а именно: когда хорошо
обосновано, отчего истиной кажется, что истиной не является, такое
заставляет верить истине), постольку нужно определить, почему телесные
удовольствия кажутся более достойными избрания.
Прежде всего, конечно, потому, что вытесняют страдание: и при
чрезмерных страданиях люди ищут чрезмерного удовольствия и вообще телесного
удовольствия, полагая, что оно исцеляет. [Удовольствия] оказываются
сильнодействующими [лекарствами), недаром за ними охотятся: рядом со [своей]
противоположностью (удовольствие особенно] заметно. Действительно,
удовольствие, как уже было сказано, считается [делом] не добропорядочным по
двум [причинам]: одни удовольствия представляют собою действия дурного
естества (или от рождения, как у зверей, или от привычки, как у дурных
людей), другие - это лекарства для нуждающегося (естества); между тем, иметь
[совершенное естество] лучше, чем приобретать.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110