Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика

И
некоторые говорят: с движением существующих [предметов] дело обстоит не так,
что одни движутся, а другие нет, но все и всегда движутся, только это скрыто
от наших чувств. Хотя они и не указывают, о каком именно движении идет речь
или о всех, возразить им нетрудно. Ведь ни расти, ни убывать нельзя
непрерывно, но всегда имеется и среднее [состояние]; рассуждение здесь такое
же, как и в том случае, когда капля точит камень и вырастающие на камнях
растения раскалывают их. Ведь если капля отбила и удалила столько-то -- это
не значит, что перед этим в половинное время она удалила половину, а как
бывает при вытаскивании корабля на берег: капли в такое-то время приводят в
движение столько-то, но часть их не произведет такого движения ни в какое
время. Отделенный кусочек делится на много [частей], но ни одна из них не
двигается по отдельности, а все вместе. Ясно, таким образом, что нет
необходимости все время чему-либо отделяться [от камня] из-за того, что
убыль делима до бесконечности, но время от времени отделяется целый кусочек.
То же относится и к качественному изменению, каково бы оно ни было: если
изменяющееся делимо до бесконечности, это не значит, что делимо и
качественное изменение, но оно часто происходит сразу, как, например,
замерзание. Далее, когда кто-нибудь заболевает, необходимо время, в течение
которого он выздоровеет, и изменение происходит не в предельной границе
времени: необходимо ведь, чтобы он перешел в состояние здоровья, а не во
что-нибудь иное. Таким образом, утверждать непрерывность качественного
изменения -- значит сильно противоречить очевидности. Ведь качественное
изменение идет в свою противоположность, а [упомянутый} камень не становится
ни тверже, ни мягче Что же касается перемещения, было бы удивительно, если
бы мы не заметили, падает ли камень вниз или лежит спокойно на земле. Далее,
и земля, и каждое из прочих [простых] тел по необходимости пребывают в
свойственных им местах и удаляются оттуда насильственным путем; поскольку,
следовательно, некоторые из них находятся в свойственных им местах, то
необходимо [признать], что не все предметы перемещаются.
Итак, что невозможно всему всегда двигаться или находиться в покое,
можно убедиться из приведенных и других подобных [рассуждений]. Но так же
недопустимо, чтобы одни [предметы] всегда покоились, другие всегда двигались
и не было бы таких [предметов], которые иногда движутся, а иногда покоятся.
Следует сказать и о том, почему это невозможно, так же как и относительно
изложенного выше (ведь мы видим, что указанные изменения происходят в одних
и тех же вещах). И кроме того, возражающий против этого борется против
очевидности, так как ни возрастания, ни насильственного движения не будет,
если не станет против природы двигаться то, что раньше покоилось.
Следовательно, такая точка зрения устраняет и возникновение и гибель. Да и
само состояние движения представляется всем каким-то возникновением и
уничтожением, так как, во что изменяется [предмет], тем он становится или в
этом [нечто появляется], а из чего идет изменение, то это уничтожается или
оттуда [нечто уходит]. Таким образом, очевидно, что порой одни предметы
движутся, другие покоятся.
А положение, что все [предметы] иногда движутся, а иногда покоятся,
следует связать с только что изложенными рассуждениями. Начать же следует
снова с тех определений, с которых мы начали прежде, а именно что из
существующих вещей или все покоятся, или все движутся, или одни покоятся,
другие движутся. И если одни покоятся, другие движутся, то необходимо, чтобы
или все [предметы] иногда покоились, иногда двигались, или одни всегда
покоились, другие всегда двигались, или, наконец, одни всегда покоились,
другие всегда двигались, а третьи иногда покоились, иногда двигались. И вот
о том, что всем покоиться невозможно, уже было сказано раньше, однако
повторим это и теперь. Если поистине дело обстоит таким образом, как
утверждают некоторые, а именно что сущее бесконечно и неподвижно, то таким
оно -- для чувственного восприятия (во всяком случае) -- не кажется, но
[наоборот], многие из существующих вещей находятся в движении. Если, таким
образом, существует это ложное мнение или вообще мнение, то существует и
движение, если бы даже это было воображением и если иногда кажется так,
иногда иначе: ведь воображение и мнение также считаются движениями
некоторого рода. Но вести рассмотрение такой точки зрения и подыскивать
обоснование тому, чем мы владеем настолько хорошо, что оно не нуждается в
обосновании, -- значит плохо разбираться в том, что лучше, что хуже, что
достоверно и что недостоверно и что есть начало и что не может быть началом.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94