Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика

Наконец, [причина] как цель, т. е. "ради чего"; например,
[причина] прогулки -- здоровье. Почему он гуляет? Мы скажем: "чтобы быть
здоровым" -- и, сказав так, полагаем, что указали причину. И все, что
возникает в промежутке на пути к цели, когда движение вызвано чем-нибудь
иным, например [на пути] к здоровью -- лечение похуданием, очищение
[желудка], лекарства, [врачебные] инструменты,-- все это существует ради
цели и отличается друг от друга тем, что одно есть действия, а другое --
орудия.
Итак, [слово] "причина" употребляется приблизительно в стольких
значениях. Вследствие такой многозначности может случиться, что одно и то же
имеет несколько причин, и притом (отнюдь] не по случайному совпадению;
например, причинами статуи [окажутся] искусство ваяния и медь -- и это не по
отношению к чему-нибудь разному, а поскольку она статуя; только [причины
эти] разного рода: одна как материя, другая же "откуда движение". Иногда
[две вещи] могут быть причинами друг друга; например, труд -- причина
хорошего самочувствия, а оно -- причина труда, но только не одинаковым
образом, а в одном случае -- как цель, в другом же -- как начало движения.
Далее, одно и то же бывает причиной противоположных [событий], а именно: то,
присутствие чего есть причина определенного события, мы иногда считаем
причиной противоположного, когда оно отсутствует; например, причиной
крушения судна -- отсутствие кормчего, присутствие которого [ранее] было
причиной его сохранности.
Все только что указанные причины попадают в один из четырех наиболее
явных разрядов. Буквы слогов, материал [различного рода] изделий, огонь и
подобные элементы тел, так же как части целого и посылки заключений, --
примеры причины "из чего"; одни из них как субстрат, например, части, другие
же как суть бытия -- целое, соединение, форма. А семя, врач, советчик и
вообще то, что действует,-- все это "откуда начало изменения, или покоя, или
движения". Остальные же [суть причины] как цель и благо для другого, ибо
"ради чего" обычно бывает наилучшим благом и целью для других [вещей]; при
этом нет никакой разницы, говорим ли мы о самом благе или [лишь] о том, что
[только] кажется благом.
Итак, причины таковы и стольких видов. Разновидностей же причин по
числу, правда, много, но если [их] сгруппировать, то их будет меньше. А
именно, о причинах можно говорить поразному и из причин одного и того же
вида одна по сравнению с другой бывает первичной и вторичной; например,
причина здоровья -- врач и сведущий [вообще], причина октавы -- отношение
двух к одному и число [вообще], и во всех случаях -- объемлющее [общее] по
отношению к частному. Далее, могут быть причины по совпадению и их роды;
например, причиной статуи в одном отношении будет Поликлет, в другом --
скульптор, поскольку случилось скульптору быть Поликлетом. Можно брать и
объемлющие роды причин по совпадению, например если [сказать, что] причина
статуи -- человек или вообще живое существо. И среди причин по совпадению
одна бывает более отдаленной, другая -- более близкой причиной, например
если называть причиной статуи бледного и образованного [человека]. О всех
причинах, будь то причины в собственном смысле или по совпадению, можно
говорить как о причинах либо возможных, либо действительных; например,
причина постройки дома -- строитель вообще и строитель, строящий этот дом.
То же следует сказать и относительно вещей, для которых причины суть
указанные [выше] причины, например относительно данной статуи, или статуи
[вообще], или изображения в самом общем смысле, а также данного куска меди,
или меди [вообще], или материи в самом общем смысле; то же и относительно
причин по совпадению. Далее, можно говорить о сочетаниях тех и других
причин, например не Поликлет и не скульптор [вообще], а скульптор Поликлет.
Однако все эти различия можно свести к шести, каждое в двояком смысле,
именно: причина как единичный предмет, как род, как совпадение, как род
совпадения, причем эти последние либо в сочетании, либо взятые отдельно. И
все они [могут быть причинами] либо деятельными, либо в возможности. Разница
заключается в том, что причины деятельные и единичные существуют или не
существуют одновременно с тем, причинами чего они являются, например этот
лечащий врач вместе с этим выздоравливающим и этот строящий вместе с этой
постройкой; а с причинами в возможности [так бывает] не всегда, ибо дом и
строитель уничтожаются не одновременно.
Так же как и во всем прочем, всегда следует искать высшую причину
каждого [предмета]; например, человек строит, потому что он строитель, а
строитель благодаря искусству строительства -- это именно и есть первичная
причина; и так же во всех случаях.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94