Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика



ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Что не существует пустоты как чего-то отдельного, как утверждают
некоторые, об этом мы поговорим снова. Ведь если каждому из простых тел по
природе присуще некоторое стремление, например огню вверх, земле вниз и к
центру, -- очевидно, что не пустота будет причиной такого стремления.
Причиной чего будет пустота? Она кажется причиной движения по отношению к
месту, но она не такова. Далее, если имеется чтонибудь вроде места,
лишенного тела, -- раз существует пустота -- куда будет двигаться помещенное
в него тело? Ведь, конечно, не во все стороны.
То же рассуждение относится и к признающим место, в которое
перемещается тело, как нечто отдельно существующее; каким образом помещенное
в него тело будет двигаться или оставаться в покое? И для верха и низа, как
и для пустоты, естественно, будет иметь силу то же рассуждение, так как
признающие пустоту считают ее местом, а каким образом будет что-нибудь
находиться внутри места или пустоты? Этого не получится, когда какое-либо
целое тело будет помещено в отдельное и пребывающее [равным самому себе]
место, ибо часть, если она не положена отдельно, будет находиться не в
месте, а в целом. Далее, если не существует отдельного места, не будет и
пустоты.
При [более тщательном] рассмотрении для признающих пустоту как нечто
необходимое, поскольку существует движение, получается скорее обратное: ни
один [предмет] не может двигаться, если имеется пустота. Ведь подобно тому
как, по утверждению некоторых, Земля покоится вследствие одинаковости [всех
направлений], так необходимо покоиться и в пустоте, ибо нет оснований
двигаться сюда больше, сюда меньше: поскольку это пустота, в ней нет
различий. Прежде всего потому, что всякое движение бывает или
насильственным, или [происходящим] по природе. Необходимо, если только
существует насильственное движение, существовать и природному, так как
насильственное [происходит] вопреки природе, а противоприродное [движение]
вторично по отношению к [движению, происходящему] по природе. Таким образом,
если у физических тел нет движения согласно с природой, то не будет никакого
другого движения. Но каким же образом может быть движение по природе, если
нет никакого различия в пустоте и в бесконечности? Поскольку имеется
бесконечность, не будет ни верха, ни низа, ни центра; поскольку пустота --
не будет различия между верхом и низом: ведь как "ничто" не заключает в себе
никаких различий, так и несуществующее. Пустота представляется чем-то
несуществующим и лишенностью, а перемещение по природе различно,
следовательно, будут и различия по природе Итак, или ни один [предмет]
никуда не перемещается по природе, или, если это происходит, нет пустоты.
Далее, бросаемые тела движутся, не касаясь тела, толкнувшего их, или
вследствие обратного кругового давления, как говорят некоторые, или потому,
что приведенный в движение воздух сообщает движение более быстрое по
сравнению с перемещением [тела] в его собственное место; в пустоте же ничего
подобного не происходит и двигаться можно только путем перенесения. Далее,
никто не сможет сказать, почему [тело], приведенное в движение, где-нибудь
остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там?
Следовательно, ему необходимо или покоиться, или двигаться до бесконечности,
если только не помешает что-нибудь более сильное. Далее, кажется, что тело
перемещается в пустоту, потому что она уступает; однако в пустоте подобное
[имеет место] одинаково во всех направлениях, так что [тело] должно
двигаться во все стороны.
Далее, наше утверждение ясно из следующего. Мы видим, что одна и та же
тяжесть и тело перемещаются быстрее по двум причинам: или из-за различия
среды, через которую оно проходит (например через воду, или землю, или
воздух), или, если все прочее остается тем же, из-за различия (самого]
перемещающегося [тела] вследствие избытка тяжести или легкости. Среда, через
которую происходит перемещение, служит причиной, [уменьшающей скорость
тела], потому что она препятствует [движению] -- больше всего, когда
движется навстречу, а затем, [хотя в меньшей степени,] когда покоится,
причем сильнее [препятствует] то, что трудно разделимо, а таким будет более
плотное. Положим, что тело, обозначенное А, будет проходить через среду В в
течение времени Г, а через более тонкую среду Д -- в течение [времени] Е;
если расстояния, [проходимые телом] в средах В и Д, равны, -- (то Г и Е
будут] пропорциональны [сопротивлению] препятствующего тела. Пусть,
например, В будет вода, а Д -- воздух; насколько воздух тоньше и бестелеснее
воды, настолько скорее А будет передвигаться через Д, чем через В.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94