Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика

Мы
разграничиваем их тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а
между ними -- нечто отличное от них; ибо когда мы мыслим крайние точки
отличными от середины и душа отмечает два "теперь" -- предыдущее и
последующее, тогда это [именно] мы и называем временем, так как ограниченное
[моментами] "теперь" и кажется нам временем. Это мы и положим в основание
[последующих рассуждений]
Итак, когда мы ощущаем "теперь" как единое, а не как предыдущее и
последующее в движении или как тождество чего-то предыдущего и последующего,
тогда нам не кажется, что прошло сколько-нибудь времени, так как не было и
движения. Когда же есть предыдущее и последующее, тогда мы говорим о
времени, ибо время есть не что иное, как число движения по отношению к
предыдущему и последующему.
Таким образом, время не есть движение [само по себе], но [является им
постольку], поскольку движение заключает в себе число. Доказательством этому
служит то, что большее и меньшее мы оцениваем числом, движение же, большее
или меньшее, -- временем, следовательно, время есть некоторое число. А так
как число имеет двоякое значение: мы называем числом, с одной стороны, то,
что сосчитано и может быть сосчитано, а с другой -- то, посредством чего мы
считаем, то время есть именно число считаемое, а не посредством которого мы
считаем. Ибо то, посредством чего мы считаем, и то, что мы считаем, -- вещи
разные.
И как движение всегда иное и иное, так и время. А взятое вместе всякое
время одно и то же, так как по субстрату "теперь" одно и то же, только бытие
его различно. "Теперь" измеряет время, поскольку оно предшествует и следует;
само же "теперь" в одном отношении тождественно, в другом нет: оно различно,
поскольку оно всегда в ином и в ином времени (в этом и состоит его сущность
как "теперь"), с другой стороны, "теперь" по субстрату тождественно. Ибо,
как сказано, за величиной следует движение, а за движением, как мы
утверждаем, -- время; подобным же образом точке соответствует движущееся
[тело], по которому мы узнаем движение, а также предыдущее и последующее в
нем. Это [тело] по субстрату остается тем же самым -- точкой, камнем или
другим чем-нибудь, а по определению становится иным, так же как софисты
считают иным [человеком] Кориска в Ликее и Кориска на рыночной площади. И он
различен именно потому, что каждый раз находится в другом месте. "Теперь"
следует за движущимся [предметом] подобно тому, как время [следует] за
движением: ведь мы узнаем предыдущее и последующее в движении по движущемуся
[предмету], а поскольку предыдущее и последующее могут быть сосчитаны,
существует и "теперь", так что и в них по субстрату "теперь" есть тождество
(ибо предыдущее и последующее принадлежит движению), бытие же его различно,
ибо "теперь" существует, поскольку можно сосчитать предыдущее и последующее.
И это наиболее понятно: ведь и движение [познается] через движущееся [тело]
и перемещение -- через перемещаемое, так как перемещаемое есть определенный
предмет, а движение -- нет. Таким образом, в одном отношении "теперь" всегда
тождественно, в другом же нет, ибо таково и перемещаемое тело.
Ясно также, что если времени не будет, то не будет и "теперь" и, если
"теперь" не будет, не будет и времени, ибо вместе существуют и перемещаемое
с перемещением и число перемещаемого с числом перемещения. Время есть число
перемещения, а "теперь", как и перемещаемое, есть как вы единица числа.
Время и непрерывно через "теперь", и разделяется посредством "теперь", так
как и в этом отношении оно следует за перемещением и перемещаемым, ибо
движение и перемещение едины благодаря перемещаемому телу, которое едино не
по своему субстрату (ведь оно может и остановиться), но по определению,
[поскольку оно движется]: ведь оно разграничивает предыдущее и последующее
движение. В некотором отношении оно соответствует точке, так как точка и
соединяет длину и разделяет: она служит началом одного [отрезка] и концом
другого. Но если брать ее в таком смысле, пользуясь одной точкой как двумя,
то она необходимо остановится -- если одна и та же точка будет началом и
концом. А "теперь" вследствие движения перемещаемого тела всегда иное;
следовательно, время есть число не в смысле [числа] одной и той же точки,
поскольку она начало и конец, а скорее как края одной и той же линии, и не в
смысле ее частей, и это как в силу нами сказанного (тогда нужно будет
пользоваться средней точкой как двумя, так что произойдет остановка), так
еще и потому, что "теперь", очевидно, не есть частица времени и не делит
движение, так же как точки не делят линию, а вот два отрезка линии
составляют части одной. Итак, поскольку "теперь" есть граница, оно не есть
время, но присуще ему по совпадению, поскольку же служит для счета -- оно
число.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94