Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика


Все происходящее происходит или ради чего-нибудь, или нет (в первом
случае или по выбору, или не по выбору, но и там, и здесь ради чего-нибудь),
так что очевидно, что и в происходящем не по необходимости и не по большей
части бывают [события], которым может быть присуща цель. Ради чего-нибудь
происходит все то, что делается по размышлении или производится природой. И
вот когда подобные [события] происходят по совпадению, мы называем их
случайными; ибо как сущее бывает само по себе и по совпадению, такими могут
быть и причины; так, например, для дома причина сама по себе -- способное
строить, а по совпадению -- бледное или образованное. Причина сама по себе
есть нечто определенное, а по совпадению -- неопределенное, так как в одном
[предмете] может совпасть бесчисленное множество [случайных свойств].
Итак, как было уже сказано, когда это бывает с происходящим ради
чего-нибудь, тогда и говорят: "самопроизвольно" и "случайно" (их отличие
друг от друга будет определено в дальнейшем, теперь же надо уяснить, что и
то и другое имеется среди происходящего ради чего-нибудь). Например,
человек, если бы знал, [что встретит должника], пришел бы ради получения
денег, чтобы взыскать долг, но он пришел не ради этого, однако для него
приход и совершение этого действия совпали; при этом он ходил в это место не
часто и не по необходимости. Цель в данном случае, т. е. взыскание, не
принадлежала к причинам, бывшим в нем, хотя [она относится] к [причинам]
преднамеренным и возникающим по размышлении; в таком случае и говорится, что
он пришел случайно. Если бы он пришел по предварительному решению и ради
этого, или всегда приходил, или по большей части взыскивал, тогда [это было
бы] не случайно. Ясно, таким образом, что случай есть причина по совпадению
для событий, происходящих по [предварительному] выбору цели. Поэтому
размышления и случайность относятся к одному и тому же, так как нет
предварительного выбора без размышления.
Причины, по которым возникает случайное, по необходимости
неопределенны. Отсюда и случай кажется чем-то неопределенным и неясным для
человека, и может казаться, что ничто не происходит случайно. Все это
говорится правильно, так как имеет разумные основания. С одной стороны,
случайное возникновение возможно именно по совпадению и случай есть причина
побочным образом, но прямо он не причиняет ничего; например, причина дома --
строитель, по совпадению же -- флейтист; причин прихода и взыскания денег
человеком, пришедшим не ради этого,-- бесчисленное множество: пришел, желая
кого-нибудь видеть, или как истец на суде, или как ответчик, или как зритель
на пути в театр. С другой стороны, правильно сказать, что случай есть нечто
противное разуму, так как разумное основание относится к тому, что
существует всегда или по большей части, а случай -- к тому, что происходит
вопреки этому. Так что если причины такого рода неопределенны, то и случай
есть нечто неопределенное. Однако в некоторых случаях может возникнуть
сомнение, может ли любая произвольная причина быть причиной случайности,
например [причиной] здоровья -- дуновение ветра или солнечный жар, а не то,
что волосы острижены, ибо среди причин по совпадению одни ближе других.
"Счастливый случай", говорят тогда, когда выходит что-то хорошее,
"несчастный случай" -- когда что-то плохое; "счастье" или "несчастье" --
когда это достигает больших размеров. Поэтому, когда [нас] чуть-чуть не
коснулось большое зло или благо, мы считаем себя счастливыми или
несчастливыми, так как мысль считает их как бы наличными, ибо "чутьчуть" в
счет не идет. Далее, счастье вполне основательно считается ненадежным, так
как случай ненадежен, ибо ничто случайное не может происходить ни всегда, ни
по большей части.
Итак, оба -- и случай и самопроизвольность, -- как было сказано, суть
причины по совпадению для событий, не могущих возникать ни прямо, ни по
большей части, и притом таких, которые могли бы возникнуть ради чего-нибудь.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Отличаются же они друг от друга тем, что самопроизвольность имеет более
широкий охват: все случайное [в то же время] самопроизвольно, а последнее не
всегда случайно. Ибо случай и случайное бывают у тех [существ], которым
присущи счастье и вообще [практическая] деятельность. Поэтому случай
необходимо связан с действиями, свидетельством этому служит то, что
благополучие и счастье кажутся одним и тем же или близким друг другу, но
благополучие есть некая [практическая] деятельность, именно успешная
деятельность. Так что то, что не может действовать, не может и произвести
чего-либо случайного.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94