Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика


Из сказанного ясно, что при таком определении места разрешатся и все
затруднения. Нет необходимости ни увеличиваться месту вместе [с предметом],
ни быть месту точки, ни двум телам находиться в одном и том же месте, ни
существовать какому-нибудь телесному протяжению, ибо посередине места
находится тело, а не протяжение тела. И место находится где-то, но только не
в месте, а как граница в ограничиваемом [теле], так как в месте (находится)
не все существующее, а только способное к движению тело. И вполне понятно,
что каждое [тело] устремится к своему собственному месту: ведь тела, которые
расположены друг за другом и касаются друг друга ненасильственно,
родственны, и если они сращены, они не испытывают [взаимного] воздействия,
если же только касаются, испытывают воздействие друг друга. Не без оснований
также всякое [тело] остается по природе в свойственном ему месте, ибо каждая
данная часть существует в целом месте как отделимая часть по отношению к
целому, например когда передвинется частица воды или воздуха. Таково же
отношение и воздуха к воде: одно из них подобно материи, другое -- форме, а
именно: вода -- материя воздуха, а воздух как бы ее действительность, так
как вода есть воздух в возможности, а воздух -- вода в возможности, но
только иным образом. Обсуждать это мы будем позднее, но, раз представился
случай, надо об этом упомянуть, и то, что сейчас изложено неясно, тогда
уяснится. Если, таким образом, одно и то же есть материя и действительность
(вода ведь и то и другое, но то в возможности, то в действительности), то
оно может относиться к целому как некоторая часть. Поэтому между ними
имеется соприкосновение; [оно превратится в] сращение, когда оба станут
единым в деятельности.
Итак, и относительно места, что оно существует и что оно такое,
сказано.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Таким же образом надо признать, что дело физика -- рассмотреть вопрос о
пустоте, существует она или нет, и в каком виде существует, и что она такое,
так же, как относительно места. Ведь [существование ее] вызывает в
зависимости от принимаемых предпосылок подобные же недоверие и веру, ибо
признающие пустоту считают ее как бы местом и сосудом: он кажется
наполненным, когда содержит в себе массу, которую способен вместить, когда
же лишится ее -- пустым, как будто пустое и полное место одно и то же,
только бытие их неодинаково.
Взявшись за рассмотрение, следует начать с того, что говорят
утверждающие существование [пустоты], затем, что говорят отрицающие, и,
в-третьих, привести обычные мнения по этому поводу. Те, которые пытаются
доказать, что [пустота] не существует, опровергают не то, что люди
подразумевают под пустотой, но то, что они ошибочно называют (этим словом],
как, например, Анаксагор и другие, опровергающие таким способом. Ведь они
доказывают только, что воздух есть нечто, закручивая мехи и показывая,
насколько упруг воздух, а также запирая его в клепсидрах А люди
подразумевают под пустотой протяжение, в котором нет никакого
воспринимаемого чувствами тела; полагая, что все существующее есть тело, они
говорят: в чем вообще ничего нет, это и есть пустота, поэтому и то, что
наполнено воздухом, есть пустота. Ведь не то следует доказывать, что воздух
есть нечто, а что не существует протяжения, отличного от тел, отделимого от
них и имеющегося в действительности, которое разнимает всякое тело, делая
его не сплошным, как утверждают Демокрит и Левкипп и многие другие
"физиологи", или находится вне тела Вселенной, если [это тело] сплошное.
Эти [отрицатели пустоты] не проникают даже в преддверие проблемы,
дальше же идут утверждающие существование [пустоты]. Они утверждают,
во-первых, что иначе не было бы движения по отношению к месту (каково
перемещение и увеличение): ибо нет движения, если не будет пустоты, так как
наполненное не имеет возможности воспринять [в себя] что-либо. Если же
воспримет и будут в одном и том же [месте] два [тела], тогда возможно и для
скольких угодно тел быть сразу вместе, так как разницу, в силу которой
сказанное не могло бы произойти, указать нельзя. Если же это возможно, тогда
самое малое [тело] примет самое большое; ведь большое состоит из многих
малых, так что если в одном и том же [месте] может находиться много равных
[тел], то может и много неравных. Мелисс на этом основании и доказывает, что
все неподвижно, ибо, если оно будет двигаться, должна быть, говорит он,
пустота, а пустота не принадлежит к числу существующих [вещей].

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94