Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика

Но существует и то, что
движется не по совпадению и не потому, что [движется] другое, относящееся к
его частям, но само по себе и первично. Это есть способное двигаться само по
себе, но различное для каждого вида движения, например способное к
качественному изменению, а [в области] качественного изменения, -- исцелимое
и способное нагреваться, как нечто различное.
То же относится и к движущему: одно движет по совпадению, другое
вследствие того, что в нем [движет] какая-нибудь часть, третье первично само
по себе, например врач исцеляет, а рука ударяет.
Раз существует первое движущее, существует и движимое, далее, то, в чем
происходит движение, т. е. время, и помимо [всего] этого из чего и во что
идет движение, ибо всякое движение [идет] из чего-нибудь и во что-нибудь,
ведь [1] изначально приводимое в движение [2], то, во что движение приходит
и [3] из чего [исходит], различны, как, например, [различны] дерево, теплое
и холодное: из них первое "что", второе "во что", третье "из чего". Что до
движения, то ясно, что оно [происходит] в дереве, а не в форме, ибо ни
форма, ни место, ни количество не приводят в движение и не движутся, а есть
движущее, движимое и во что [движимое] движется. Дело в том, что изменение
именуется преимущественно по тому, "во что" идет движение, а не "из чего";
поэтому и гибель есть изменение в несуществующее, хотя гибнущее изменяется
из существующего, и возникновение есть (изменение) в существующее, хотя и из
несуществующего.
Что такое движение, об этом было сказано раньше; формы же, состояния и
место, в которые движутся движущиеся [тела], неподвижны, как, например,
знание и теплота. Однако может возникнуть затруднение: если состояния суть
движения, а белизна -- состояние, тогда произойдет изменение в движение. Но,
по-видимому, не белизна [как свойство) есть движение, а побеление. Но и
среди этих [неподвижных целей] одно существует по совпадению, другое по
частям и в отношении чегонибудь иного, а третье первично и не в отношении к
[чемунибудь] иному. Так, например, белеющее превращается в мыслимое по
совпадению (так как цвету случайно пришлось стать предметом мысли), а в
цвет, поскольку белое есть "часть", (т. е. видовое различие], цвета (и в
Европу, потому что Афины часть Европы), в белую же окраску само по себе.
Итак, в каком смысле происходит движение само по себе, в каком по
совпадению и в отношении другого, как для движущего, так и для движимого, --
это ясно, а также [ясно], что движение [происходит] не в форме, а в
движущемся [предмете], способном к актуальному движению. Оставим изменение
по совпадению в стороне: оно встречается во всех [предметах] всегда и
всякого рода, а изменение не по совпадению (происходит] не во всех, но в
противоположных и промежуточных между ними и в противоречивом. Убедиться в
этом можно путем рассмотрения частных случаев. Изменение из промежуточного
[происходит следующим образом]: оно пользуется им как противоположным по
отношению к каждому [из крайних членов противоположности), так как в
некотором смысле промежуточное есть каждое из крайних. Поэтому и оно по
отношению к крайним и те по отношению к нему считаются в некотором смысле
противоположностями; так, например, средний [по высоте] тон будет низким по
отношению к самому высокому и высоким по отношению к самому низкому и серое
(покажется] белым по отношению к черному и черным по отношению к белому.
Так как всякое изменение происходит из чего-нибудь во что-нибудь (это
показывает и название, так как оно указывает нечто после другого и, с одной
стороны, предшествующее, с другой -- последующее), то изменяющееся может
изменяться четверояким образом: или из субстрата в субстрат, или из
субстрата в не субстрат, или из не субстрата в субстрат или, [наконец], из
не субстрата в не субстрат; субстратом же (в данном случае] я называю то,
что выражается утвердительным суждением. Таким образом, из сказанного
следует, что необходимо существуют три [вида] изменений: из субстрата в
субстрат, из субстрата в не субстрат и из не субстрата в субстрат, так как
из не субстрата в не субстрат изменения не бывает вследствие отсутствия
противопоставления: ведь [в этом случае] нет ни противоположностей, ни
противоречия.
Изменение из не субстрата в субстрат, находящийся в отношении
противоречия (к своему

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94