Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика

Отсюда становится очевидным,
что неправильно говорят физиологи, утверждающие, что все
чувственно-воспринимаемые [предметы] всегда движутся; необходимо ведь
двигаться каким-нибудь из указанных движений и больше всего, согласно их
мнению, качественно изменяться; ведь они говорят, что все течет и проходит;
и кроме того, возникновение и уничтожение они называют качественным
изменением. Наши же рассуждения, относящиеся вообще ко всякому движению,
показали, что никакое движение не может совершаться непрерывно, за
исключением кругового, а значит, ни качественное изменение, ни возрастание.
Итак, вот что мы смогли сказать по поводу того, что никакое изменение не
может быть бесконечным и непрерывным кроме перемещения по кругу.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

А что из [всех] перемещений первым является круговое движение -- это
очевидно. Ибо всякое перемещение, как мы сказали раньше, [гл. 8], может быть
или круговым, или прямолинейным, или смешанным; причем первые два первичнее
последнего, ибо оно составлено из тех. А круговое движение первичнее
прямолинейного, поскольку оно проще и более совершенно. Ведь бесконечно
перемещаться по прямой нельзя (ибо такого рода бесконечности не существует,
а если бы она и была, ничто [таким образом] не двигалось бы, ибо
невозможного не происходит, пройти же бесконечную [прямую] невозможно).
Движение же по конечной прямой, если оно поворачивает назад, представляет
собой сложное движение, составленное из двух, если же оно не поворачивает
назад, оно несовершенно и преходяще. А совершенное первичнее несовершенного
и по природе, и по определению, и по времени, так же как непреходящее
[первичнее] подверженного гибели. Далее, то, что может быть вечным,
первичнее того, которое не может им быть; и вот, движение по кругу может
быть вечным, из других же (видов движения) ни перемещение, ни какое-либо
иное не может, так как должна наступить остановка, а остановка есть
исчезновение движения.
Вполне основательно выходит, что именно круговое движение едино и
непрерывно, а не движение по прямой, так как на прямой определены и начало,
и конец, и середина и она все заключает в себе, так что есть [место], откуда
начинается движение и где оно кончится (ведь в конечных пунктах, откуда и
куда [идет движение], все покоится); в круговом же движении ничто не
определено, ибо почему та или иная [точка] будет в большей степени границей
на [круговой] линии, чем другая? Ведь каждая [точка) одинаково и начало, и
середина и конец, так что [на окружности] всегда и никогда находишься в
начале и в конце. Поэтому [вращающийся] шар движется и в некотором отношении
покоится, так как он занимает одно и то же место. Причиной служит то, что
все это вытекает из свойств центра: ведь он и начало, и середина [этой]
величины, и ее конец, так что из-за его расположения вне окружности негде
движущемуся [телу] успокоиться как закончившему свой ход (оно все время
перемещается вокруг середины, а не [по направлению] к концу), вследствие
этого целое всегда пребывает в некоторого рода покое и [в то же время]
непрерывно движется. Получается взаимное отношение: так как круговращение
есть мера движений, ему необходимо быть первым (ведь все измеряется первым);
с другой стороны, так как оно первое, оно мера всему прочему. Далее, быть
равномерным может только одно круговое движение: ведь [тело, движущееся] по
прямой, неравномерно перемещается от начала к концу, ибо все движется
быстрее, по мере того как удаляется от состояния покоя; только у кругового
движения нет ни начала, ни конца в нем самом: они находятся вовне.
Что перемещение есть первое из движений, об этом свидетельствуют все,
которые упоминают о движении, а именно начало его они приписывают тем
[телам], которые совершают это движение. Разъединение и соединение суть
движения в отношении места: так движут Любовь и Вражда (у Эмпедокла], ибо
одна из них разъединяет, а другая соединяет. И относительно Разума Анаксагор
говорит, что он разъединяет, впервые сообщив движение [вещам]. Равным
образом и те, которые не признают ни одной из этих причин, а утверждают, что
движение происходит из-за пустоты, -- и они говорят, что движение природы --
это движение в отношении места (так как движение в пустоте, как [движение] в
некотором месте, [есть перемещение]). Они думают, что ни одно из прочих
[движений] не присуще первым [телам], а только тем, которые состоят из них,
так как рост, убыль и качественное изменение они приписывают соединению и
разъединению неделимых тел. Таким же способом [рассуждают] и те, которые
возникновение и уничтожение [вещей] объясняют уплотнением и разрежением: они
устраивают это путем соединения и разделения.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94