Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Я никогда не отрекусь от Доброй Религии поклон-ников Хормазда, и у меня нет в ней никаких сомнений. Я не признаю почитание других религий, и никогда не вручу им своей веры. (24) Ибо ясно, что из мыслей, слов и дел только дела служат мерой; (25) потому что намеренье неустойчиво, мысль неосязаема, но дела несомненны и очевидны; (26) именно поэтому люди узнаются по своим делам.
В теле Человека проложены три дороги. (27) На этих трех дорогах имеют жилище три божества (menok), а в за-саде подстерегают три демона (druj). На первой дороге, в мыслях —обитель Вохумана (Благой мысли), а в засаде подстерегает Ярость; в словах — обитель Мудрости, а в за-саде подстерегает Ересь (varan); и, наконец, в делах — обитель Духа Щедрости (Хормазда) и (в них) Дух Разруше-ния (Ахриман) подкарауливает в засаде. (28) Человек дол-жен прочно стоять на этих трех дорогах, чтобы не отдать своей небесной (menok) награды ни ради земного добра, ни ради мирских желаний. (29) Ибо, если человек не охраняет эти три упомянутые бастиона в своем теле, то его мысли происходят от злой мысли, его слова — от злой речи, а его дела — от злых дел. (30) Далее, я должен быть благодарным; и путем благодарности, поскольку это в моих силах, я могу сделать так, чтобы моя душа (ruvan) не попала в Ад. (31) Ибо, когда человек из чресел отца переходит во чрево матери, тогда Астовидат («Растворитель Костей» и демон смерти) тайно (menokiha) набрасывает петлю вокруг его шеи, и в течение всей жизни человек не может ее стряхнуть ни силой добро-го духа, ни силой злого духа; (32) после смерти, однако, эта петля спадает с шеи человека, если он спасен добрыми де-лами своих рук, но того, кто осужден, за эту петлю тащат в Ад». (33) Каждый, кто живет в этом мире, должен испол-нять богослужение определенное число раз, а также знать, каким грехам рук и ног он подвержен, если только человек не слеп и не глух; в последнем случае его нельзя считать виновным. Если бы слепой или глухой исполнял богослуже-ние, то оно было бы erpatastan, и ему следовало бы знать толкование к нему. (34) Отцы и матери должны научить своих детей ос-новному, что касается добрых дел, прежде чем им испол-нится 15 лет. И если они научили их этому, то родители мо-гут претендовать на честь и хвалу за всякое благое дело своего ребенка. Но если ребенок не обучен как должно, то на родителей падает ответственность за всякий грех, кото-рый он совершит после достижения совершеннолетия. (35) Живи в согласии с добрыми делами, и не участ-вуй в грехе. Будь благодарен за добро, удовлетворен в не-счастьи, терпелив в нужде (astanak) и ревностен в исполне-нии своего долга. (36) Раскаивайся во всех своих грехах, и не допускай, чтобы какой-то грех, за который следует по-нести наказание, оставался неисповеданным хоть на мгно-венье. (37) Преодолевай сомнения (varan) и неправедные желания разумом (khrat). Преодолевай похоть (аz) доволь-ством, гнев — безмятежной ясностью (srosh), зависть — благожелательностью (huchashmih), (неумеренные) потреб-ности — (неусыпной) бдительностью, раздоры (anashtih) — миролюбием, лживость — истиной. (39) Знай, что наилуч-шее место — это Небеса, что царство духа (menok) — са-мое приятное место, что небесные дворцы (deh) — самые светлые, что Рай (Garodhman) — сияющая обитель, что со-вершение добрых дел приносит великую надежду "Оконча-тельного тела", которая не утратится. (40) Насколько это в твоих силах, не оказывай почте-ния злым, ибо от похвалы тому, что неправедно, зло войдет в твое тело и вытеснит добро. (41) Будь прилежен в учении (frahang), ибо ученость есть семя знания, плодом которого является мудрость, а мудрость правит обоими мирами. (42) В отношении этого было сказано, что образованность — ук-рашение во времена благоденствия, защита в лихолетье, помощник в несчастье (astanak) и проводник, выводящий из нужды. (43) Что бы ни происходило, избегай насмешек над кем бы то ни было, ибо насмешник и сам будет высмеян, он утратит свое достоинство (khwarr) и навлечет на себя от-вращение; очень редко сын такого (насмешника) становится порядочным (shayandak) человеком или воином. (44) Каждый день ищи общества добрых людей, что-бы спросить их совета, ибо тот, кто сделал своей привычкой искать общества добрых, будет благословлен большей до-лей добродетели и святости. (45) Трижды в день ходи в Храм Огня и воздавай должное Огню; ибо тот, у кого вошло в привычку ходить в Храм Огня и приносить ему почитание, будет благословлен большей долей как земного богатства, так и святости. (46) Всячески остерегайся чем-либо раздра-жать отца и мать, или иного, кто выше тебя, чтобы твое те-ло не было от того обесславлено, и твоя душа не узнала проклятия. (47) Знай, что из бесчисленных напастей, изобретен-ных проклятым Духом Разрушения, три являются самыми прискорбными: слепота глаз, глухота ушей, и в-третьих — Ложь от несогласия (anashtih). (48) Ибо известно, что по этой причине трижды в день Солнце оглашает людям земли свои повеления. | ||
|