Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Я отступаю от греха и принимаю добродетель. Я благодарю за добрую удачу и доволен в любом несчастье или неудаче, которая мне вы-падет. Я согласен искупить в три ночи после моей смерти любые грехи, которые остались не искупленными в ходе моей жизни. И если случится так, что я покину этот мир без последнего искупления, пусть кто-либо из моих родственни-ков совершит епитимью в мою пользу, я согласен на это.
В мыслях, словах и делах я раскаиваюсь, сожалею и расплачиваюсь за все те грехи, за которые люди могут быть ответственны, и за те, за которые отвечаю только я, и числа их я не знаю, потому что они бесчисленны". В этой общей исповеди представляют интерес не только искупаемые грехи, но и порядок, в котором они иску-паются. Мы читаем в первой главе этой книги, что первыми духовными творениями Хормазда были шесть Амешаспен-тов, идеальные сущности которых изначально несколько превышали само их существование (в нижнем мире), но ко-торые в дальнейшем не только приняли свои собственные разнообразные личности, но и стали ассоциироваться с разными классами природных явлений на земле. Так, Хор-мазд связывался с Человеком, Вохуман (Благая Мысль) — с животными, Ардавахишт — с огнем, Шахревар — с метал-лами, Спендармат — с землей, Хордат — с водой и Амер-тат — с растениями. Все они затем стали объектами особо-го почитания, так как были видимыми символами в матери-альном мире божественных прототипов в Небесах. Таким образом, если грехи против этих естественных объектов упоминаются в первую очередь, то это потому, что грешить против них равносильно греху против их божественных по-кровителей, что является грехом против самого Бога. Вторая серия грехов связана с мертвой материей и испражнениями; для нас кажется странной значимость, ко-торую зороастрийцы придают осквернению, вызванному этими субстанциями. Тем не менее, она имеет основание в весьма любопытной теории, согласно которой в тот момент, когда душа покидает тело, труп захватывают и завладевают им демоны, и поэтому, будучи полностью под контролем сил зла, он становится источником мгновенного и смер-тельно опасного загрязнения. Так что вносить в контакт с такой материей святые элементы огня и воды — ужасное святотатство, это все равно, что нарочно осквернять святую вещь. И, по-видимому, именно по этой причине эти грехи упомянуты первыми, прежде, чем различные грехи, совер-шаемые против ближнего; это грехи против "материальных богов", против Бога, как он проявляется сам в своем миро-здании. Осквернить огонь или воду означает присоединить-ся к Ахриману в его атаке на материальное творение Бога, это хуже любого греха, который человек может совершить против ближнего, так как это оскорбление самого Бога. Большинство других исповедуемых грехов имеют параллели в других религиях и соответствуют прегрешени-ям против пяти вспомогательных из 10 заповедей. Насколь-ко мне известно, однако, нет другой религии, которая счи-тала бы разговор с полным ртом или хождение необутым греховным действием. Это можно объяснить акцентами зо-роастрийцев на хороших манерах и приличном поведении, том аспекте их религии, который ясно виден из нашей по-следней главы. Так что обе упомянутые выше привычки яв-ляются примерами дурного поведения, а для зороастрийца мало разницы между дурно воспитанным и грешником. Текст показывает, что зороастриец верит не только в то, что наказание положено ему за всякий грех, который он мог совершить, но и что грехи должно исповедовать жрецу, и что верно наложенные им епитимьи смывают их. Если че-ловек умирает без полного искупления своих грехов, то его душа должна нести искупительную кару, исполняя необхо-димые епитимьи, в течение трех ночей, которые проходят между смертью и судом, или это могут сделать для него его ближайшие родственники. Таким образом, исповедь в зо-роастризме осуществляет во многом ту же функцию, что и в католицизме. Грехи, чтобы быть прощенными, должны быть исповеданы, и исповедь снова возвращает душу в состоя-ние милосердия, восстанавливает ее в ее естественное со-стояние дружбы с Богом. Грех для зороастрийца означает оставление человеком его истинного предназначения, кото-рое состоит в его привилегированном положении — быть бойцом передового фронта, сражающимся на стороне Хор-мазда против злобности Ахримана, а привлечение его на сторону последнего — это измена. Но так как это единич-ный акт измены, то он все же может быть стерт исповедью и покаянием. Среди католиков исповедь — это обычное приготов-ление к святому причастию, т.е. обряду, где верующий при-нимает часть божественной жизни. В зороастризме мы на-ходим тот же обряд; причем, как в католицизме, где прича-щение имеет форму принятия святых частиц, которые представляют божество и которые предварительно освя-щаются и приносятся в бескровной жертве, так и в зороаст-ризме есть подобное бескровное жертвоприношение и уча-стие в жертвенном божестве. Полный отчет о зороастрий-ской ясне или жертве читатель найдет в XII главе книги Мо-ди. Здесь можно дать лишь очень краткое описание. Ясна сосредоточена вокруг священного растения Хаомы или Хом, которое первоначально росло в иранских горах и, по-видимому, обладало интоксицирующими свойст-вами. | ||
|