Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Шахревар, как и следовало ожидать, принимает оставшееся первотворенье — небо. При этом он получает металлы, которые в нашем тексте включены в творение земли. Это несоответствие, однако, исчезает, когда мы чи-таем, что небо сделано из "сверкающего металла, изготов-ленного из вещества стали". Итак, каждое материальное творение находится под опекой божества. Два мира соеди-нены и в тесном взаимодействии готовы снова противосто-ять Ахриману. До сих пор как будто не возникает сущест-венной непоследовательности в этом мифе творения, пред-ставленном в ортодоксальной зороастрийской версии. На-чиная отсюда, однако, мы сталкиваемся с некоторыми ано-малиями. Мы уже видели, что после произнесения Ахуна-вар Ахриман был полностью недвижим на протяжении трех тысяч лет. И, тем не менее, в §16 читаем: "Пока Ахриман лежал сокрушенным, Хормазд строил свой мир. Первым он произвел Вохумана, благодаря которому творение Хормаз-да пришло в движение. А Дух Разрушения произвел первым Лживое Слово, а затем Акомана (Злую Мысль)". Но как Ах-риман мог сделать это, будучи без сознания?
В другом месте (ZZZ, стр. 99 и далее) я предложил считать, что в течение первых трех тысяч лет Космического Года из двенадцати тысяч лет Ахриман, должно быть, одержал первоначальную победу, по крайней мере, по не-ортодоксальной версии так называемых зерванитов, кото-рые отличаются от ортодоксов тем, что делают высшим принципом Зерван или Бесконечное Время, и, будучи тако-вым, он является отцом Хормазда и Ахримана. Далее, рас-хождение в настоящем отрывке, по-видимому, указывает, что в первоначальном мифе было что-то изменено. Ясно, что если бы, как утверждает текст, Ахриман был полностью без сознания, то он не мог бы создать Лживое Слово и Злую Мысль (Акомана) и прочих демонов, упомянутых в §7. В та-ком случае этот эпизод, вероятно, перенесен из первого трехтысячелетия, когда Хормазд был удовлетворен завер-шением духовного мира "без мысли, без движения, без ощущения", который вследствие этого, надо полагать, был очень слабо приспособлен к тому, чтоб отражать разного рода нападения; тогда как Ахриман изобрел нечто, судя по всему, значительно более эффективное: "множество демо-нов, разрушительных тварей, готовых к битве". Этот демо-нический мир, несомненно, тот же самый, что детально описан далее. Тем более, что Лживое Слово точно противо-стоит Ахунавар, Слову Правды, которое, исходя из уст Хор-мазда, производит столь разрушительное действие (на Ах-римана). Стало быть, поскольку Ахриман не мог произнести Лживое Слово или произвести свой дьявольский мир, пока он был без сознания, то следует заключить, что эта страш-ная ложь была произнесена и нечестивая орда демонов была изготовлена на ранней стадии творенья. И хотя есть свидетельство, что в еретическом зороастризме эта ложь была столь же эффективна против Хормазда, как позднее Ахунавар против Ахримана, по данному тексту можно ска-зать лишь, что для ортодокса ложь заключена уже в самом глупейшем хвастовстве Ахримана (§9): "Я склоню все твои существа к ненависти к тебе и к любви ко мне". В ортодок-сальном зороастризме, следовательно, первое нападение Ахримана — это нападение лжи, и оно было обречено на неудачу, так как Хормазд видел его неправду и потому не был устрашен. Он нанес ответный удар, произнеся Ахуна-вар, Истинную Речь, и тем самым вывел из строя Ахримана на целых три тысячи лет. За это время он сотворил собст-венный мир, которым он будет отражать все дальнейшие покушения. Второе нападение Ахримана — тема нашей следующей главы. А теперь дадим слово самому "Бунда-хишну". БУНДАХИШН (гл. 1, ред. Джусти, стр. 1-3, Анклесария стр. 2-22) "(1) Как открыто в Доброй Религии, Хормазд был высшим по своему всеведенью и доброте, ибо безгранич-ное время он пребывал в свете. Свет — это пространство и место Хормазда; некоторые называют его Бесконечным Светом. А доброта и всеведенье — неизменные черты Хормазда; некоторые называют их Религией. Толкование их обеих одинаково, они суть непрерывный характер Беско-нечного Времени, ибо Хормазд и Пространство, Религия и Время Хормазда были, есть и будут всегда. (2) Ахриман, медленный в понимании, чья воля на-правлена к разрушению, был погружен в глубокий мрак; (он был) и есть, и все же, его не будет. Воля к разрушению — его неизменная склонность, а мрак — его место; некоторые называют его Бесконечной Тьмой. (3) Между ними была Пустота; некоторые называют ее Вайю, в которой два Духа смешаны. (4) В отношении предельного и беспредельного: вы-соты, именуемые Бесконечным Светом (поскольку у них нет конца), и глубины, называемые Бесконечной Тьмой, — они беспредельны. Но на границе они конечны, ибо среди них находится Пустота, и нет никакой связи между ними. Так что оба Духа ограничены сами в себе. А что касается всеведе-нья Хормазда, то все известное ему знание конечно, т.е. он знает о пределе, который существует между двумя Духами до тех пор, пока творение Хормазда не воцарится в По-следнем Теле навечно и навсегда, что он безграничен. Ко-гда придет время Последнего Тела, мир Ахримана будет разрушен, т.е. он также конечен. | ||
|