Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
(116) Не кради от имущества других, и не храни краденного и не добавляй его к своему, ибо тогда твое соб-ственное имущество расстроится и пропадет, потому что, когда ты забираешь то, что тебе не принадлежит и хранишь его, и добавляешь к своей собственности ... [пропуск в тек-сте]... (117) ... не радуйся, ибо люди, подобно поверхност-ному слою воды, полны воздуха. Когда он выпущен, ничего не остается. Люди подобны сосущим младенцам, сущест-вам привычки, которые цепляются за свои привычки.
ДЕЛА ДОЛГА, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ВЫПОЛНЯТЬ В РАЗНЫЕ ДНИ МЕСЯЦА (119) В день Хормазда пей вино и женись. (120) В день Вохумана одевай новую одежду. (121) В день Ардава-хишты иди в Храм Огня. (122) В день Шахревара веселись. (123) В день Спендармат паши землю. (124) В день Хордата рой каналы для орошения. (125) В день Амердата сажай кусты и деревья. (126) В день Дадхв-пат-Адура мой голову и стриги волосы и ногти. (127) В день Адура (Огня) отправ-ляйся на прогулку и не пеки хлеб, ибо это прискорбный грех. (128) В день Апана (Вод) воздерживайся от воды и не тре-вожь вод. (129) В день Хвара (Солнца) отведи своих детей в школу грамоты, чтоб они стали образованными и мудрыми. (130) В день Маха (Луны) пей вино, и собери для беседы своих друзей, и проси блага у Царя Луны. (131) В день Тира (Сириуса) посылай детей учиться стрельбе из лука, едино-борству и верховой езде. (132) В день Гоша (Быка) осмат-ривай (хлева и) конюшни и приучай своих быков к плугу. (133) В день Дадхв-пат-Михра мой голову и стриги волосы и ногти, и собирай виноград для вина и кидай его под пресс, чтоб вино было доброе. (134) В день Михра, если ты не-справедливо обвинен кем-то, встань перед Михрой (Мит-рой) и проси у него справедливости и взывай к нему. (135) В день Сроша проси благодеяния благословенного Сроша ради спасения души. (136) В день Рашну жизнь весела — делай в святости все, что хочешь. (137) В день Фравардина не давай никаких клятв; в этот день благословенны жертвы Фравашам, чтоб они были наиболее приятны (им). (138) В день Вахрама закладывай фундамент своего дома, чтобы он был быстро построен, и иди на войну и на битву, чтобы ты мог вернуться с победой. (139) В день Рама призови свою жену и делай с ней, что положено, и наслаждайся; от-давай также, если есть, прошение судьям, чтобы ты мог достичь желаемого. (140) В день Вата (Ветра) ограничь се-бя в словах и не предпринимай ничего нового. (141) В день Дадхв-пат-Дена делай все, что тебе нравится, приведи свою жену на свою четверть (к себе), стриги волосы и ногти и одевайся. (142) В день Дена (Религии) убивай вредных зве-рей и гадов. (143) В день Арта купи новую вещь и принеси ее в дом. (144) В день Аштата допусти своих кобыл, коров и самок вьючных животных к их самцам, чтоб это пошло им во здравие. (145) В день Асмана (Неба) отправляйся в дол-гий путь, чтоб вернуться целым и невредимым. (146) В день Замдата (Земли) не принимай лекарств. (147) В день Ма-распенда чини свою одежду, шей ее и одевай ее, и возьми в постель свою жену, чтобы дитя острого ума и доброго нрава родилось от вас. (148) В день Анахрана (Бесконечного све-та) стриги волосы и ногти и прими в постель свою жену, ес-ли хочешь породить исключительного ребенка. (149) Не будь слишком весел в добрые времена и не слишком рас-страивайся, когда придет дурное время, ибо добрая удача Времени оборачивается неудачей, а неудача Времени обо-рачивается доброй удачей, и не существует "подъема", за которым не следовал бы "спад", и не бывает "спада", за ко-торым не следовал бы "подъем". (150) Не будь обжорой (vazanik), когда ешь свою пищу. Ни чересчур проворен, ста-раясь попасть на пиры и званые обеды к великим, чтобы тебе не возвращаться с них пристыженным. (152) Ибо есть четыре вещи, которые наиболее вредны для тела смертных и вызывают у них ошибочные идеи о своем теле. Одна из них — слава силы. Другая — роскошь гордеца, которая по-буждает его искать повода для ссоры с человеком правиль-ных устоев (handat). Третья — пустая блажь престарелого мужа ребячливого нрава, который женится на девочке-подростке; и тот же случай с молодым человеком, который сочетается со старой женщиной. (153) Тебе должно быть известно, что любовь ближнего происходит от уравнове-шенного ума (bavandak-menishnih), а добрый нрав — от де-ликатности в разговоре. (154) И поверь мне, мой сын, что из всех вещей, которые приходят на помощь человеку, муд-рость — наилучшая". НЕКОТОРЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ АДУРБАДА, СЫНА МАРАСПЕНДА (Пехлевийские тексты, стр. 144-153) "(1) Это те из высказываний Адурбада, сына Марас-пенда, которые он сказал людям, будучи на смертном одре. Он учил их (в таком духе): "Запомните то, что я скажу сей-час, с наибольшими подробностями (pat dakhsnak) и посту-пайте соответственно. Не копите для дня, когда вы, может быть, окажетесь в нужде, ибо то, что вы накопили ... кроме как ... нужда не пощадит. (2) (Изо всех сил) стремитесь на-копить лишь праведность (ahrayih), т.е. праведные дела, ибо из всех вещей, которые можно накопить, лишь правед-ность — истинное добро. (3) Не давайте приюта мести в ваших мыслях, чтобы вас не достали ваши враги. | ||
|