Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
д. Как Вселенная, так и всякая сущность, в том числе, и человек, несут в себе какую-то часть Зервана, и любые преобразования их, как сознательные, так и бес-сознательные, происходят в нем и через него.
Отсюда можно представить себе, сколь велика пер-спектива и высока ответственность тех, кто воспринимает различные формы Зервана не только как данность, но и умеет работать с ними. Зерванизм — это вытекающий из Авесты путь ускоренной эволюции, т.е. совершенствование человека через очищение его кармы и обновление его соз-нания и пробуждение его потенций к универсальному твор-честву и невербальному знанию. К сожалению, автор не только обходит молчанием тот факт, что Заратуштра был величайшим из всех носителей учения о Зерване, но и во-обще не сообщает о нем практически ничего, возможно, от недостатка сведений. Заратуштра не был ни основателем учения о Зерва-не, ни основателем религии в целом, как это говорят зороа-стрийцы. Он был только ее пророком, который вдохнул в нее новую жизнь в то время, когда точка весеннего равно-денствия переместилась в зодиакальный знак Овна, т.е. приблизительно за 2000 лет до Христа. Очень многое в религии Авесты основано на астро-логии, божественном учении о звездах. Она представляет одну из основ религии, несмотря на уверения многих со-временных невежественных исследователей в том, что в зороастризме ни слова не упоминается об астрологии. Дос-таточно почитать зороастрийские тексты и древнейшие, ко-торые дошли до нас, для того чтобы полностью опроверг-нуть их убогие представления. Без понимания этой божест-венной науки, открывающей человеку связь с Космосом, просто невозможно сколько-нибудь приблизиться к содер-жанию различных частей Авесты и откровений самого Зара-туштры. Заратуштра воспринимается именно как пророк, ко-торого посетил Дух Божий и которому удалось вернуть эту религию к изначальным своим истокам, и сам Заратуштра воспринимал себя именно как восстановителя Закона, именно как очистителя этого Закона, который был дан в глубочайшей древности. Жизнь и миссия Заратуштры связаны с нашей зем-лей. Здесь, вблизи реки, которая ныне зовется Камой, стоял дом, где родился пророк. Здесь, где две великие реки, Урал и Волга, пересекают равнину, простиралось до самых Уральских гор царство Виштаспы, куда он пришел, чтобы провозгласить свое откровение. У Заратуштры было семна-дцать учеников, которым он доверил сокровенное учение; один из них, Джамаспа, был хранителем учения о Зерване. С тех пор эта традиция не прерывается, а продолжается. В последующие времена она оказала огромное влияние на буддийское учение о Нирване. В источниках прошлого упомянуто, что Гаутама Будда учился у персид-ских магов-зерванитов, у которых он почерпнул свое учение о Нирване и восьмеричном пути прекращения страданий, т.е. учение Будды — это, по сути, видоизмененное зерва-нитское учение, восходящее к Авесте. Влияние зороастриз-ма на буддизм бесспорно, об этом до сих пор пишут некото-рые исследователи, и так оно и есть. В свете сказанного читатель сумеет оценить те стра-ницы книги, где автор касается зерванизма. Называя зерва-низм ересью, он тем самым выдает свое неведение в том, что касается сердцевины, глубинного или сакрального слоя религии, за гранью внешней религиозной системы. Учение о Зерване, как уже разъяснено, это и есть сакральное учение, отнюдь не ересь, а сокровенная часть религии, на основе которой и вырос весь последующий ортодоксальный зороа-стризм. Зерванизм никогда не был и не мог быть ересью хо-тя бы потому, что многие крупнейшие деятели зороастрий-ской религии, со славой послужившие ей на пользу, перво-священники и маги, были зерванитами, да и персидские ца-ри позднесасанидского времени тоже считали себя зерва-нитами. Зерванитом был знаменитый Кирдер, боровшийся с Мани и победивший его, и раздавивший в свое время мани-хейскую ересь. В зерванитские таинства были посвящены и персидский царь Шапур I, и знаменитый Хосров Ануширван, живший в VI в. н.э., и один из величайших персидских царей Вахрам Гур. Так что лишь по заблуждению, скорее всего, невольному, автор определяет зерванизм как ересь, но это определение не имеет под собой фактической почвы. Правда, в последние времена некоторые ортодок-сальные зороастрийцы, придерживаясь только буквы зако-на, отвергали зерванитов, стремясь дискредитировать их, но такое отношение возникло потом, а не сразу. Хотя изна-чально это противоречие, вероятно, было вызвано тем, что зороастрийские маги никогда не были склонны к тому, чтоб обнародовать свое учение, посему и о зерванизме узнали лишь в последние времена, тогда, когда зороастризм пере-живал свое второе возрождение, в сасанидский период, и так безжалостно был подкошен на самом взлете вторжени-ем исламского мира в VI—VII в.в. н.э. Из всего этого следует, что дошедшие до нас оскол-ки, главным образом, ортодоксальных сочинений, многие из которых подверглись влиянию и наслоениям, вызванным многовековым владычеством мусульман, и даже более ранние, и даже самые ранние и подлинные тексты, ввиду повреждений, нанесенных временем, ввиду неотъемлемых свойств самого текстуального изложения и пропасти вре-мен, отделяющих их от нас, неизбежно ставят какие-то пре-делы для ясного и незамутненного понимания первозданно-го учения Авесты, т. | ||
|