Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
(19) Это можно заключить из того, что их природы не допускают сочетания и взаимно разрушают друг друга. (20) Ибо, там, где есть добро, невоз-можно быть злу. (21) Где присутствует свет, не может быть тьмы. (22) Также обстоит дело и с другими противополож-ностями, упомянутыми выше — тот факт, что они не могут сочетаться и действуют взаимно разрушительно, вызван различием в их существе. (23) Это сущностное различие и взаиморазрушительность весьма заметны в явлениях мате-риального мира.
(24) Материальный мир является следствием духов-ного, а духовный — его причиной, (25) поскольку следствие может быть понято через причину. (26) Причем первый из них представляет свидетельства о последующем, что оче-видно каждому, кто сведущ в таких вещах. (27) Что матери-альное есть следствие, а духовное — причина, находит подтверждение в том, что всякая видимая и ощутимая вещь возникает из непроявленного состояния в проявленное. Это совершенно ясно. (29) Так что человек и все прочие види-мые и осязаемые существа, как известно, происходят из ду-ховного мира, который невидим и неосязаем. (30) К приме-ру, массу, форму, длину и ширину человек наследует от своего родителя. (31) Тела человека и других существ — это проявление того первоначального непроявленного и не-видимого, что заключено в семени их отцов; (32) при этом само семя, которое было в чреслах отцов, становится яв-ным, зримым и ощутимым. (33) Итак, нам следует признать с необходимостью знания, что этот видимый и осязаемый материальный мир был сотворен из невидимого и неося-заемого духовного мира и именно там лежит его начало. (34) Подобно этому, невозможно сомневаться, что видимый и ощутимый (материальный) мир дает указание на сущест-вование невидимого и неосязаемого духовного мира. (35) Но если, как мы видели, в материальном мире существуют противоположные принципы, которые иногда взаимно сотрудничают, а иногда взаимно уничтожают друг друга, значит, то же самое должно быть и в духовном мире, (36) поскольку он — причина материального, (37) а матери-альные вещи — его следствие. Что это именно так, не под-лежит сомнению (38) и следует из самой природы противо-положных принципов. (39—40) Я уже показал выше, что причиной и поводом для мудрой деятельности Творца, при-мером которой служит акт творенья, является существова-ние Противника. (41) Ибо известно, что деятельность со-вершается двумя путями: либо она добровольна, либо ес-тественна. (42) Что касается добровольных действий, то они бывают троякого рода. (43) Причем, в двух случаях можно говорить о мудрости и знании деятеля, (44) именно: либо когда целью является приобретение чего-то полезного и благого, (45) либо когда действуют ради отражения и уст-ранения каких-то помех и бед, приходящих из внешнего ис-точника. (46) Третий случай относится к деятелям извра-щенного ума без подлинного знания. (47) Такого рода дея-тельность бессистемна и неразумна. (48) Действия же, про-истекающие от мудрых и знающих существ, не могут быть неразумны и немотивированы. (49) Поскольку мудрый, всезнающий и всемогущий Творец самодостаточен, его совершенство состоит в том, что он не нуждается в какой-нибудь помощи, преимуществе или возрастании, которые он мог бы получить извне. (50) Но тогда нам остается заключить, что смысл и основание его действий позволяют отнести их ко второму роду, т.е. (51) что он желал отразить и устранить какой бы то ни было вред, который мог быть причинен ему внешним врагом; именно в этом вся причина и повод акта творенья. (52) Необходимо также учитывать следующее: муд-рый Создатель желает только добра, (53) его воля благая, (54) его творческая деятельность соответствует его воле, (55) а воля Единого, который желает лишь добра, может достичь своего полного осуществления только путем раз-рушения и уничтожения зла; (56) ибо до поры, пока зло не уничтожено, он, обладатель благой воли, не может испол-нить ее в совершенстве. (57) Далее, благость мудрого Творца следует из его акта творенья, а также из того, что он лелеет и защищает свои создания, что он заботится о них, что он направляет и учит путям и способам, благодаря которым зло может быть отстранено и грех отвращен; (58—60) что он отражает и от-водит нападки Противника, который покушается на тело, и что органы и способности тела, подверженные болям и бо-лезням, нападающим извне, находятся внутри тела. Все животные и растения поддерживают свое существование, получают возможность роста и приносят плоды благодаря питательной силе, названной в Религии Фравахр, которая сотрудничает с природой, (61) а также благодаря четырем способностям усвоения: притягивающей, удерживающей, пищеварительной и выделяющей. (62) По великой мудрости Творца эти способности гармонично взаимодействуют при отражении любой боли и болезни, насылаемой Противни-ком, который бьет наобум и чья воля есть зло. (63) Есть и другие способности, которые также оказывают помощь. Из всего этого можно заключить, что Создатель желает лишь добра. (64) Тело разрушают страдания и смерть, но не Соз-датель, который хранит и поддерживает его и чья воля есть само благо. | ||
|