Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
15, 10—18)
"(10) Что касается вина, то очевидно, что посредст-вом его можно обнаружить добрый или злой нрав. (11) Доб-рота человека открывается в моменты гнева, а его благора-зумие — в моменты страсти (varan), которая расшевеливает неправедность; (12) ибо человек, охваченный гневом, но сохраняющий контроль над собой, выказывает себя доб-рым; а человек, охваченный страстью, который, тем не ме-нее, управляет собой, показывает, что он обладает харак-тером. Это очевидно без исследованья. (13) Ибо, когда человек доброго нрава пьет вино, он подобен золотому и серебряному кубку: чем больше на него брошено света, тем он выглядит более светлым и свер-кающим. Он становится благочестивее в своих мыслях, словах и делах; деликатнее и изысканнее со своей женой, детьми, коллегами и друзьями, энергичнее в достижениях дел, ревностнее в добродетели. (14) Но когда человек дурного нрава выпьет вина, он считает себя выше, чем позволяет справедливость, он вступает в ссору с коллегами, проявляет упрямство, начи-нает злословить и клеветать. Он презирает добрых людей, раздражает жену, детей, наемников, рабов и слуг, и портит праздничный пир добрым людям. Он изгоняет мир и вносит раздор. (15) Но все люди могли бы стать трезвее через уме-ренное питье вина. (16) Вот некоторые блага, доставляе-мые вином, если человек пьет его в меру. Оно разжигает его пищеварительный огонь и переваривает пищу. Возрас-тает его остроумие, ум, семя и кровь, за- боты улетучива-ются, его румянец становится ярче, он вспоминает то, что забыл, оно открывает простор для доброты в его мыслях; обостряется зрение его глаз и слух его ушей, язык стано-вится красноречивее. Он проворнее справляется с делами, которые надо сделать и просмотреть, он сладко спит и встает бодрым и свежим И в награду он добивается доброго имени для своего тела, спасения для своей души и (мирско-го) признания как хорошего человека. (17) А вот те недостатки, которые проявляются в че-ловеке если он пьет вино без меры. (18) Его остроумие и ум, семя и кровь уменьшаются. Он губит свою печень и за-пасает себе болезни цвет лица его блекнет, сила и вынос-ливость слабеют. Он пренебрегает своими молитвами и обетами богам. Его зрение, слух, и красноречие его языка уменьшаются. Он бесчестит свою еду и питье и предается лени. Он оставляет не сделанным все, что он должен был сказать и сделать. Он с трудом засыпает и встает разбитым В воздаяние он причиняет боль собственному телу, своей жене и детям, друзьям и родственникам. Он испытывает неудобство, страдает несчастных последствий и радует своих врагов. Богам он не доставляет никакого удовольст-вия; бесчестье – удел его тела и проклятие — участь его души". ГЛАВА VIII ТАИНСТВА И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ Ни мифология, ни этический кодекс не составляют нутра, сердцевины религии. Скорее оно обнаруживается в ритуалах, в этих символических действиях, образно выра-жающих религиозное послание, которое в случае зороаст-ризма, как и в случае христианства, представляет обещан-ное бессмертие. Во всех религиях великие поворотные пункты жизни наделены религиозной значимостью и благословляются особыми ритуалами. Так, в католическом христианстве ро-ждение, переход от юности к возмужанию, бракосочетание и смерть — все это торжественно отмечается соответст-вующими таинствами. Равно как и вступление в духовенст-во, которое знаменует посвящение (себя) Богу, скрепляется таинством рукоположения в духовный сан. Природа каждого из этих таинств такова, что человек может пройти через не-го лишь один раз (кроме последнего помазанья — в том случае, если смерть наступает не мгновенно). Эти пять та-инств, однако, скорее являются вехами в религиозной жиз-ни — они не составляют самой этой жизни. Она представ-лена двумя оставшимися таинствами, которые, поскольку они повторяются бессчетное число раз, составляют дейст-вительную религиозную жизнь верующего. Это таинство ис-поведи, обновляющее душу, умерщвленную грехом, и свя-тое причастие, через которое верующий приобщается к са-мой божественной жизни. Соответствующие церемонии для рождения, зрело-сти, бракосочетания и смерти, т.е. для четырех моментов человеческой жизни, всегда и везде требующих санкции ре-лигии, мы находим и в зороастризме. Здесь, однако, суще-ствуют особые случаи, и в книге данного направления про-сто нет места останавливаться на них подробно. Читатель, интересующийся данной темой, может найти всю необхо-димую информацию у J.J.Mody в его Religions Ceremonic & Customs of the Parses. В этой главе мы сконцентрируем внимание на тех двух таинствах, которые повторяются бессчетное число раз и потому образуют основу религиозной жизни благочестиво-го зороастрийца. Это таинство покаяния и таинство бес-кровной жертвы, ясны, и причащения святых даров, кото-рыми она сопровождается. Публичная исповедь, по-видимому, была правилом в сасанийской Персии, и мы располагаем переводами зороа-стрийской "общей исповеди". Следуя нашему обыкновению, воспроизводим здесь один из них. "(3) Я исповедуюсь перед Создателем Хормаздом, перед Амешаспентами, перед Доброй Религией поклонни-ков Хормазда, перед Михрой, Срошем и Рашну, перед ду-ховными богами и материальными богами, перед моим ре-лигиозным судьей и пастырем, перед бессмертным фрава-харом (предсущая душа человека, см. | ||
|