Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
РЕЛИГИЯ В ДЕЙСТВИИ (Денкарт, ред. Мадана, стр. 306—307) "Суть деятельности Доброй Религии поклонников Хормазда состоит в сведении избытка и недостатка, учи-ненного Противником в творении обратно к Среднему, а также в спасении и утешении всего созданного. И поскольку Создатель Хормазд послал Добрую Религию с целью одо-левать Врага и оказывать помощь своему творению, и по-скольку его воля состоит в том, чтобы победить Врага и сделать свои создания совершенными, то всеобъемлющая Мудрость Хормазда, хотя она и проявляется как индивиду-альное направление отдельных существ, сводится в сумме к одному — всемогущей Середине. Противник, с другой стороны, разрушает творение двумя орудиями, содержа-щими в себе все могущество Лжи — излишеством и нуждой, где одно из них имеет склонность превышать Середину, а другое — отставать от нее. Оба орудия несут смерть и раз-рушение творению Хормазда. Если же оно возвращается к Середине путем убавления в случае излишка или добавле-ния при недостатке, тогда Религия поклонников Хормазда проявляется во всей своей мудрости, спасая всех сущих (букв. "все дело") от всяческого зла и доставляя им вновь всеобщее великодушие и совершенное равновесие (datikih).. Как говорили древние мудрецы, когда толковали Добрую Религию, что Религия Хормазда — это одно един-ственное слово — Середина, а религия Ахримана — два слова — избыток и недостаток". ПЛОДЫ РЕЛИГИИ (Денкарт, ред. Мадана, стр. 251—252) "Первое слово Доброй Религии таково, что всякое благо приходит от Создателя и что от него не может исхо-дить никакого зла; в этом слове заключено все то доброе, что доставляло и будет доставлять наслаждение живым существам от первотворенья до конечного Восстановления. Так что, из веры в это первое Слово Доброй Религии идет (правильное) становление характера, а от него — Середи-на; от Середины рождается справедливость, от справедли-вости — добрые мысли, добрые слова и добрые дела; а от добрых мыслей, добрых слов и добрых дел к Человеку при-ходит благоденствие. Благоденствие Человека радует бо-гов, и они обретают силу, а демоны претерпевают невзгоды и подавление. И от радости и силы богов и огорчения и обуздания демонов исправляется духовный мир и приво-дится к порядку мир материальный. Когда, таким образом, будет выправлен мир духа и приведен в порядок мир мате-рии, тогда творение созреет для окончательного Восста-новления и сольется с ним, и Восстановление осуществится на деле и всем миром будет править чистота и доброта. Первое же слово ложной религии гласит, что зло происходит от Создателя. В этом слове заключено все то зло, от которого живые существа страдали и будут страдать от первотворенья до окончательного Восстановления. Так что, от впадения в обман этого первого слова ложной рели-гии происходит испорченность нрава, от извращенного нра-ва — излишества и нужда, от них — несправедливость, от несправедливости — злые мысли, злые слова и злые дела, от злых мыслей, злых слов и злых дел — горе Человека. И тогда демоны радуются этому горю, а боги огорчаются. А когда демоны в радости, а боги в горести, то демоны, обод-ренные, приводят в расстройство и беспорядок временный мир и учиняют беды и вред в материальном мире". РЕЛИГИЯ И ЦАРСТВО ИЛИ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО (Денкарт, ред. Мадана, стр. 201—202) "Добрая Религия — мать Природной Мудрости и ук-рашена Мудростью. Превосходным образом она вмещает в себя знание о высших сущностях, хранит тайну доброго ду-ховного мира, почитает наивысшего Бога как Бога Вечного, Всеблагого, Создателя и Хранителя. Ибо ей подобает вос-хваление. В ее основе — благородство, присущее иранцам (erih), ее материей является Середина, ее сущностью — порядок (datastan), ее обителью — святость, а царская власть — ее помощником. Те, кто исповедует ее, (правиль-но) формируют свой нрав, возрастают в мудрости, разви-вают свое человеческое достоинство (khwarr), содействуя царскому правлению, помощнику Религии. Благодаря им все люди распрямляются, настают благие времена, мир процветает, Противник подавляется, и творенье зрит (путь ко) спасению. В ней (в Доброй Религии) пребывают (четыре) сословия: жрецов, воинов, земледельцев и ремесленников; в ней есть почитание Хормазда, рост всего сущего (dahmih) и все другие высокие превосходства, добродетели и блага. Ложная религия — мать ереси и противник мудрости. Она вмещает в себя вероломные заклинания, хранит ужас-ную тайну злого духовного мира, представляет демонов в облике богов, под именем богов поклоняется Лжи, под ви-дом порядка сеет беспорядок. Ее материя — излишество и нужда, обман — ее логово, а ее помощник — тирания. Те, кто ее исповедует, губят свою личность, сокрушают собст-венный разум, ослабляют свое человеческое достоинство. | ||
|