Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
(65) Это ясно уже из того, что, будучи мудрым, он не раскаивается и не сожалеет о своем творении, (66) не делает попыток уничтожить созданные им существа или ос-тавить их без внимания — (67) такова сила его мудрости и всеведенья.
(68) Раскаянье и сожаление о содеянном им может испытывать лишь тот, чье знание недостаточно, а разум не-совершенен, кто не ведает о конечном исходе, ибо мудрые и знающие личности не совершают поступков без причины и основания. (70) В то же время действия невежественных людей извращенного ума, не ведающих о конечном исходе, отличает бессистемность, беспочвенность и беспричин-ность. (71) Но мудрый Создатель полагает и действует с прозорливостью, в согласии с различением он отражает от своих созданий атаки Противника, чьи действия хаотичны и для кого неведом исход. (72) А тот, демон, чьи действия беспорядочны, замурован и заточен в западне и ловушке; (73-4) ибо ясно, что, с одной стороны, движущаяся и живая сущность не может быть заключена или уничтожена в бес-конечной пустоте, а с другой — что безопасность от его па-губности может быть обеспечена, лишь когда он вырван с корнем, ограничен и заточен (в темницу). (75) Будучи огра-ниченным и заключенным, он испытывает страдание и су-ровое наказание. (76) Но до тех пор, пока он не сумеет пол-ностью осознать свое страдание и то, что его действия ос-нованы на ложном знании, до той поры его взгляд на то, что с ним произошло, останется таким же искаженным. (77) Пе-реживаемое им страдание происходит от совершенной си-лы всемогущего Творца. (78) Когда в руках всемогущего он полностью осоз-нает, что заставляет его страдать, мудрый Создатель вы-ведет его из действия и бросит в бесконечную Пустоту. (79) И тогда благое творенье перестанет испытывать страх пе-ред ним; оно станет бессмертным и свободным от врага. (80) Совершенны мудрость и различение всемогущего Творца добра, и совершенно его предвиденье того, что не-обходимо делать. (81) Несходство вещей доказывается их рассмотре-нием. (82) Как уже было отмечено, существует два вида не-сходства: (83) одно связано с различным назначением, дру-гое — с разницей в сущности. (84) Различие в назначении влечет совместные действия и сходство способностей, (85) различие же в сущности порождает несовместимость и про-тивостояние. (86) Ясно, что сущностно различные вещи не могут сосуществовать в одном месте. (87) Если бы все ве-щи объединились в одну, то это Единое было бы безымян-но, (88) ибо одна вещь отличима от другой лишь через об-ладание именем. (89) Что зло принципиально отлично от добра, следует из факта, что ни одно из них не является причиной другого. (90) Что каждое из них существует внутри и благодаря собственной сущности, (91) подтверждается их противостоянием и враждой. (92) Кто-нибудь может возразить, что поскольку су-ществует множество противоположностей, (93) как то: доб-ро и зло, свет и тьма, благоухание и зловоние, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, радость и боль и т.д., (94) то тогда должно также быть и множество разнообразных прин-ципов. (95) Ответ таков: (96) несмотря на то, что противопо-ложности могут носить разные имена и быть многих видов, все же они сводятся к двум именам, которые подобны се-мени, включающему в себя все остальные — это добро и зло. (98) Разнообразие имен и видов, существующее кроме них, представляет собой лишь ветви, развивающиеся из этих двух семян; (99) и нет на свете ничего, что не охваты-вали бы эти два принципа. (100) И не было и никогда не бу-дет чего-то такого, что было бы ни добром, ни злом, ни сме-сью этих двух. (101) Стало быть, абсолютно ясно, что есть два первоистока, не более, (102) и что добро не может про-исходить от зла, а зло от добра. (103) Отсюда следует заключить, (104) что совер-шенное и целостное в своей благости не может произвести зло, (105) ибо, если бы это было не так, оно не было бы со-вершенным, (106) поскольку, если нечто описано как со-вершенное, то в нем не остается места для чего-либо еще; (107) а если там нет места для чего-либо еще, значит и от-туда ничего не может исходить. (108) Если Бог совершенен в благости и знании, то ясно, что невежество и зло не могут проистекать от Него; (109) а если бы это происходило, то он не был бы совершенным; (110) но если бы он не был со-вершенным, то он не почитался бы как Бог или как совер-шенное благо. (111) С другой стороны, если принять, что от Бога происходит и добро, и зло, то его нельзя было бы назвать всеблагим. (112) А если бы он был несовершенен в отно-шении благости, то он был бы несовершенен и в отношении правильного знания. (113) Если же он несовершенен в от-ношении правильного знания, то он несовершенен и в ра-зуме, сознании, остроте ума и всех способностях к позна-нию. (114) А если он несовершенен в разуме, сознании, остроте ума и познавательных способностях, то он должен быть несовершенен и по части здоровья; (115) но если он несовершенен в здоровьи, стало быть, он болен; (116) од-нако, если бы он был болен, то он был бы несовершенен и в отношении жизни. (117) Можно возразить, что, тем не менее, такая ис-ключительная сущность, как человек, совершает и добрые, и злые дела; (118) но дело в том, что человек несоверше-нен ни в одном отношении. | ||
|