Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Их потомками и наследниками арийской культуры в эпоху, уже оставившую исторические записи, являются сла-вяне, прибалты, скандинавы, германцы, а также давно ис-чезнувшие скифы; на юге ими стали персы и ведийские арии Индии, создавшие книгу Знания (Веды), тогда как в Персии была сделана запись Авесты («совесть» и «весть» от этого корня).
И каковы бы ни были последующие, известные из истории, перипетии в жизни арийских народов и связанные с ними, не менее драматичные, периоды подъемов и упадка учения Авесты, несомненно, что ныне, на наших глазах, сбывается одно из предсказаний Заратуштры о том, что "Учение вернется туда, откуда оно вышло". Именно сейчас, когда по зороастрийскому летоис-числению заканчивается эпоха Рыб и начинается эпоха Во-долея, когда наша страна, Россия, выдвигается на первую роль в мировой истории, так как она лежит под знаком Во-долея, когда наступает предсказанное в Авесте время при-шествия второго Саошианта, Спасителя мира, время вос-становления учения в его изначальном свете, оно действи-тельно приобретает новое дыхание, к нему проявляется ин-терес, внимание людей обращается к этим древним тек-стам. И поэтому есть надежда, что эта книга, несмотря на ее неполноту и недостатки, о чем речь дальше, может по-служить возрождению зороастризма Авесты на той терри-тории, которая после Арктиды стала для нее второй роди-ной. Надо сказать, что книга написана ученым, написана не зороастрийцем, а человеком, не имеющим отношения к учению, поэтому представляет поверхностный взгляд и да-ет представление о зороастризме не изначальном, а уже позднем, когда он перестал фигурировать, как мировая ре-лигия, по текстам, дошедшим до нас от VII-VIII в.в. н.э. Зороастризм Авесты — древнейшая из мировых ре-лигий, оказавшая громадное влияние на все мировые рели-гии, в том числе христианство, буддизм, ислам, иудаизм. Корни ее, как уже упомянуто, уходят в такую глубокую древ-ность, что судить о ней по этой книге совершенно невоз-можно. Как представитель зороастрийского учения, могу ска-зать лишь одно, что основное учение зороастризма, выте-кающее из двадцати одного Наска Авесты, является до сего дня сокровенным, и передавалось оно с глубокой древности из уст в уста, и лишь в сравнительно недавнее время было записано, сначала на воловьих шкурах, в эпоху Ахемени-дов, на древнеперсидском, а затем уже на пехлевийском языке через долгие годы, почти через 1000 лет после унич-тожения первого текста Авесты в поздние времена эпохи Сасанидов в Иране. Одно это уже говорит о том, что мало известно подлинных авестийских текстов, и попытки многих исследователей что-то реконструировать и как-то воссоз-дать эту картину изначального зороастризма Авесты очень часто не приводят ни к чему или приводят к очень большим искажениям. Тем не менее, сокровенное учение зороаст-ризма, называемое зерванизмом или учением магов, сохра-нилось, и оно до сих пор есть. Правда, весьма специфиче-ское отношение к зороастризму представителей многих дру-гих религий, на протяжении долгого времени создававшее для зороастрийцев практически невыносимые условия борьбы за жизнь, во многом объясняет тот факт, что и мно-гие тексты, и учения зерванитов до сих пор не публикуются. И причина этого в том, что многое пришлось — даже более, чем египетские и прочие традиционные тексты — скрывать от непосвященных. Не удивительно поэтому, что автор данной книги, как и другие исследователи зороастризма, внешние по отноше-нию к учению, не различает достаточно ясно, что в Авесте существовали и существуют до сих пор два направления. Одно из них, экзотерическое, объясняющее свод бытовых правил, мирские обряды, морально-этический Закон Все-ленной и т.д., т.е. все то, о чем должна говорить любая сложившаяся религия, и в этом отношении зороастризм, действительно, является сложившейся религией со своими догматами, с системой посвящения, с космогенезисом, с развитой системой ритуалов и морально-этическим учением — это религия. Но кроме этого экзотерического направле-ния, т.е. внешней религиозной системы, в Авесте есть очень мощное сокровенное учение, основой которого является как раз учение о Зерване. Оно восходит к Заратуштре и его ученикам, а корни его уходят в самые древние времена, в те времена, когда предки ариев только пришли на землю. Зороастрийское по-нятие «Зерван» близко буддийскому понятию «Нирвана», но не эквивалентно ему, поскольку первое связано с изначаль-ной свободой сознания и выбора. Это Абсолют Абсолютов, непостижимая и непознаваемая основа основ, начало начал всего сущего, неопределимое и неописуемое ни в каких словах человеческого языка. Миры рождаются мыслью Зервана, безначального, бесконечного и безликого, и каж-дый из них приобретает определенные очертания усилиями своего Творца. Многообразие эманации Зервана включает в себя такие свойства, как время в его различных формах и проявлениях (о некоторых из них стала догадываться есте-ственно-научная мысль последних столетий), пространст-венная пустота, через которую может быть воплощено все, что угодно, целостность, как элемент нерушимости и со-вершенства и т. | ||
|