Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Таким образом, женское начало представлено и ужасной Блудницей, навле-кающей "столько бед на Благословенного Человека и тру-женика Быка, что они не станут пригодны к жизни", и благой матерью, смиренной Спендармат, чье имя означает "щед-рая гармония или преданность". Стало быть, Блудница — это, по сути, злотворный аспект женского принципа, тогда как Добрая мать — Земля, Спендармат — его добрый и благодетельный аспект. Спендармат представляет собой то, что профессор К.Юнг и его школа называют Великой Матерью, а Блудница — Ужасной Матерью. Это проявление одного и того же принципа вечной женственности, точно так же, как Хормазд и Ахриман — два проявления вечного муж-ского начала; в зороастризме они навсегда разделены и примирение их совершенно исключено. Следовательно, очевидная запутанность, которую влечет за собой миф о Блуднице, происходит просто от разделения женского принципа на два, принимающие, соответственно, сторону Хормазда и сторону Ахримана. Поэтому естественно, что помимо мифа о посмертном союзе Гайомарда с Богиней Земли, мы находим следы невольного союза с грязной де-моницей, который приводит его к смерти. Быть может, она также является неким проявлением Богини Земли, что по-зволяет объяснить, как могли Машие и Машиана, дети "Бла-гословенного Человека" и Доброй Матери-земли вести себя столь предосудительно, как описано далее в этой главе.
Продолжим наш рассказ. Итак, они выросли из земли в виде одинокого и неразветвленного стебля ревеня. Позд-нее они разделились и приняли человеческую форму. Положение Машие и Машианы в мире, который уже вкусил зло, аналогично тому, что было у Адама и Евы, когда их изгнали из сада. Надо полагать, что к тому времени силы зла находились уже под каким-то контролем, и Машие и Машиане не пришлось принять на себя главный удар атаки Ахримана, как выпало несчастному Гайомарду. Как только они осознали себя, так сразу же получили строгое предос-тережение от Хормазда делать лишь добро и никогда не по-клоняться демонам. И вот они покорно признают Хормазда Творцом, но как только на их пути встречается искушение, они тут же объявляют Ахримана создателем воды, земли и растений, т.е. сущностей достаточно значимых, учитывая вышесказанное, и относимых зороастрийцами к женскому полу. За это страшное, по канонам ортодоксии, богохульст-во "оба они прокляты; и их души пребудут в Аду до Послед-него Тела". Остается неясным, было ли предначертано Машие и Машиане жить на земле без принятия пищи. Согласно зо-роастрийской ортодоксии это кажется маловероятным, хотя возможно, что более аскетическое крыло зороастрийской церкви полагало иначе. Как бы то ни было, на протяжении тридцати дней они не принимали никакой пищи. И только затем они отважились выпить немного козьего молока, но, испив его, стали жаловаться, что заболели. "Это было их второй ложью, и демоны обрели силу от этого" (§ 7). Надо сказать, что в зороастризме слово "лгать" означает грешить, откуда следует, что либо грех заключается в питье молока, либо в тошноте, последовавшей за этим. Здесь опять-таки имеется некоторая двусмысленность, ибо в ортодоксальном понимании они были осуждены за их неблагодарность, то-гда как аскетически мыслящие гетеродоксы полагают, что это указание на то, что они не должны были есть вообще никогда, подобно тому, как в последние дни весь человече-ский род совсем откажется от еды и питья. Их следующее физическое действие также допускает двоякую интерпретацию. Они убили некое животное (то ли быка, то ли овцу — слово gospand на пехлеви имеет два значения) и поджарили его на огне "по знаку от небесных богов". В шкуру животного они оделись, а из его шерсти сделали подстилки, познав, таким образом, искусство пле-тения. Затем Машия и Машиана узнали, как изготовить ору-дие из железа и как резать им дерево. Т.е., по сути, они ста-новились разумными и цивилизованными людьми; тем не менее, их снова порицают: "Через неблагодарность, кото-рую они выказали, демоны ободрились" (§ 11). Что они сделали не так? Как будто ясно, что ни раз-жигание костра, что было сделано ими по наущению богов, ни изготовление одежды из шерсти животного, ни изготов-ление утвари не может быть ложным шагом. В чем тогда состоит их неблагодарность? По-видимому, в убийстве не-винного животного, в потреблении его мяса и предложении мяса огню и вышним богам. Если дар был принят, его вряд ли перехватил бы гриф, как произошло на самом деле. На земле же первое мясо было съедено собакой — вероятно, как указание на то, что согласно Божественной воле, чело-век не должен был стать плотоядным. В последней главе мы очень коротко коснемся во-проса о животных жертвоприношениях. Достаточно сказать, что сам Зороастр решительно осуждал этот обычай, однако, впоследствии он был введен в позднюю Авесту, где упомя-нуто всесожжение. На протяжении всего сасанидского пе-риода не было достигнуто согласия между авторитетами по поводу допустимости такой жертвы. Известно, например, что Адурбад, сын Махраспенда, на которого пехлевийские книги указывают как на великого ортодоксального учителя, увещевал правоверных "воздерживаться от несправедливо-го убийства быков и овец", но было много случаев, когда цари и принцы устраивали целые гекатомбы жертв. | ||
|