Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Человек (весь), следова-тельно, принадлежит Богу, и к Богу он возвращается.
Богу противостоит Дьявол (Ахриман). Подобно Богу, он — только дух. Он и Хормазд — вечные враги, и рано или поздно борьба между ними становится неизбежной. Бог (Хормазд) есть вся доброта и весь свет, тогда как Ахриман — вся злобность и смерть, тьма и ложь. Мы увидим далее, что Бог вынужден был сотворить Вселенную как оружие, чтобы победить Ахримана. Творение мироздания для него является необходимостью в его борьбе с Дьяволом, и чело-век находится на передовой линии этой борьбы — не так, что Бог побуждает его к этому, но поскольку он свободно принимает на себя предложенную ему роль. Каждый чело-век на земле свободен в своем выборе между добром и злом. И если он выбирает зло, то действует противоестест-венно, потому что Хормазд — его "отец". Он — сын Бога по природе, так как порожден Хормаздом и рожден Спендар-мат (Землей). Таким образом, для зороастрийцев ни зло, ни творе-ние не являются загадкой. Для них не существует проблемы зла, ибо оно — отдельный принцип и отдельная субстанция, противостоящая доброму Богу и грозящая уничтожить его. Следовательно, нет ничего загадочного в сотворении (ми-ра), поскольку Богу нужна помощь человека в его битве с "Ложью" (так в наших текстах обычно называется принцип зла). Будучи созданием Бога, человек принадлежит ему, но, тем не менее, Бог зависит от помощи человека, чтобы раз-бить своего вечного Противника. Зло никоим образом не отождествляется с материей, как это принято у манихеев. Наоборот, материальный мир является делом рук Бога, оружием, которое Божественный Мастер изготовил, чтобы сразить Дьявола. Это ловушка, поставленная ему Богом, ловушка, в которой тот запутыва-ется, и которая так его ослабляет, что, в конце концов, Хор-мазд сможет нанести ему смертельный удар. Бог вечен, так как "Хормазд и Пространство, Религия и Время Хормазда были, есть и будут всегда". Напротив, Ахриман не имеет начала, но имеет конец: "он был и есть, но его не будет", "он будет навечно обессилен, как бы убит, и впредь ни Дух Разрушения, ни его создания не будут су-ществовать". И Хормазда и Ахримана сопровождают произведен-ные в помощь им духи. Хормазду помогают шесть Амешас-пентов (Бессмертных святых) и изеды или боги (и те, и дру-гие приблизительно соответствуют тому, что мы называем ангелами). Ахриману, с другой стороны, прислуживает ско-пище демонов, большинство из которых представляют со-бой персонификацию пороков, таких как похоть, гнев, лень и ересь. Полем битвы является созданная Хормаздом, как приманка для Ахримана, материальная Вселенная, в кото-рой последний со своими демонами пытается одержать верх. Этот маленький текст показывает, что роль человека в этом мире состоит в сотрудничестве с природой в плане естественном и в (ведении) добродетельной жизни "добрых мыслей, добрых слов и добрых дел" в плане нравственном. Таким образом, зороастризм, как никакая иная религии, прямо противостоит всем формам аскетизма и монашества. На человека возлагается долг обзавестись женой и воспи-тать сыновей и дочерей по той простой причине, что жизнь человечества на земле насущно необходима для полной победы над Ахриманом. И подобно этому, как никакая дру-гая религия, зороастризм положительно считает доброде-телью возделывание земли, увеличение ее плодородия, силы и изобилия, чтобы сопротивляться нападкам Врага, создателя болезни и смерти. Следовательно, в плане природы добродетель яв-ляется синонимом плодородия, а порок — синонимом бес-плодия; потому и безбрачие считается неестественным и зловредным. В плане нравственном подчеркивается значе-ние праведности или правды (так как зло персонифициро-вано "Ложью") и совершения добрых дел, в которых, как считается, "живет сам Хормазд", потому что, как здраво за-мечает автор этого маленького текста, лишь дела являются критерием, по которому можно судить о человеке. Таково, следовательно, место человека в мирозда-нии и таковы обязанности, которые он должен исполнять. Далее текст очень кратко воспроизводит зороастрийское учение о будущей жизни. Оно поразительно напоминает христианскую доктрину, и это подтверждает, что христиан-ство в некотором отношении обязано "Доброй Религии", как обычно называют свою веру зороастрийцы. После смерти боги судят душу умершего, это "три ночи суда", упомянутые в § 16. Об этом мы расскажем в главе IX. В конце Времени тела людей будут воскрешены и составят так называемое "Последнее/Окончательное Тело", восстановленный макрокосм, где не будет места злу. Пре-вращение будет осуществлено "Сошиансом" или Спасите-лем, который появится в конце Времени и положит начало эпохе вечного блаженства, после того, как произойдет окон-чательное очищение всех душ, как праведных, так и греш-ных, и после того, как обитатели Ада, претерпев временное наказание за свои грехи, вновь выйдут на свет, чтобы при-нять участие в вечной жизни и вечном блаженстве. После этих вступительных замечаний мы приводим текст. ИЗБРАННЫЕ ЗАВЕТЫ ДРЕВНИХ МУДРЕЦОВ (ПЕХЛЕВИЙСКИЕ ТЕКСТЫ, СТР. 41 – 50) "(1) В соот | ||
|